Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Росприроднадзора от 21.02.2013 N ВК-03-03-36/2216

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 21 февраля 2013 г. N ВК-03-03-36/2216

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕКУЛЬТИВАЦИИ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в связи с участившимися случаями осуществления под видом рекультивации нарушенных земель в виде отработанных карьерных выемок, естественных полостей (оврагов) и тому подобного, деятельности, связанной с размещением отходов, в том числе твердых бытовых, строительного мусора и иловых осадков, с учетом позиции Минприроды России (письмо от 13.04.2011 N 12-44/5717), сообщает следующее.

В соответствии с терминами и определениями, данными в ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения", рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Положениями п. 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, рекультивация осуществляется с использованием вскрышных пород.

Положениями ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель" определены требования к рекультивации земель. Так, п. 6.1 данного стандарта установлено, что при сельскохозяйственном направлении рекультивации, поверхностный слой должен быть сложен породами, пригодными для биологической рекультивации. Классификация вскрышных и вмещающих породы по пригодности их использования для биологической рекультивации установлена положениями ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель".

Пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 "Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель" определено, что рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01. Положениями стандарта определено, что технический этап рекультивации состоит из нескольких этапов, в том числе к техническому этапу относятся: планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли.

Исходя из содержания перечисленных норм государственных стандартов, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе рекультивации возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород. Использование отходов для целен рекультивации нарушенных земель законом не установлено.

Наличие проектной документации, обосновывающей рекультивацию с применением отходов, а именно: проектов рекультивации нарушенных земель, не является основанием (разрешающим документом) для осуществления подобного вида деятельности - рекультивация нарушенных земель с использованием отходов производства и потребления. Так как название проектной документации не соответствует ее содержанию, а именно: фактически подобной проектной документацией обосновывается создание объектов размещения отходов и осуществление деятельности по размещению отходов. В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Кроме того, в соответствии с положениями п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.

При выявлении фактов осуществления деятельности по размещению отходов производства и потребления под видом рекультивации нарушенных земель надлежит предпринять предусмотренные законодательством меры, в том числе направленные на пресечение подобных нарушений.

За нарушения законодательства об экологической экспертизе предусмотрена административная ответственность по ст. 8.4 КоАП РФ, за безлицензионное осуществление деятельности по ч. 2 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 19.1 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при размещении отходов производства и потребления по ст. 8.2 КоАП РФ.

Обращаю внимание, что осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности (в частности лицензии) согласно п. 1 Перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 N 1193 (далее - Постановление), относится к числу нарушений, создающих угрозу причинения вреда окружающей среде.

Учитывая положения ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ в случае угрозы причинения вреда окружающей среде применяется такая мера административного наказания, как административное приостановление деятельности, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Применение административного приостановления деятельности за несоблюдение экологических требований при размещении отходов возможно по ст. 8.2 КоАП РФ.

Также отмечаю, с учетом положений п. 1 Постановления и в силу подпункта "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" поступление в Росприроднадзор информации о подобных фактах является основанием для проведения внеплановой проверки.

В.В.КИРИЛЛОВ

Другие документы по теме
"О некоторых вопросах определения размера расчетного резерва на возможные потери по ссудам"
"Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование"
"О направлении для анализа и использования в работе документов" (вместе с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2005 N А71-609/04-А19, Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2005 N А71-609/2004-А19, Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2005 N Ф09-4201/05-С2, решением Дзержинского районного суда г. Перми от 18.01.2006 N 2-350-2006, определением Судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 20.04.2006 N 33-1771)
"О доведении приказа Министерства финансов Российской Федерации"
Ошибка на сайте