Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Росприроднадзора от 07.09.2022 N ТК-10-01-34/31419

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 7 сентября 2022 г. N ТК-10-01-34/31419

О НАПРАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение, касающееся вопросов обращения с ломом черных и цветных металлов, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Перечень полномочий, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, установлен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение).

Согласно п. 5.1.1 Положения Росприроднадзор осуществляет, в том числе, федеральный государственный экологический контроль (надзор) (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации).

При этом вопросы лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов к компетенции Росприроднадзора не относятся.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функцию по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов.

Таким образом по вопросам получения лицензии на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов целесообразно обратиться в Минпромторг России.

Одновременно с тем, в соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", Росприроднадзор является лицензирующим органом деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), лицензирования отдельных видов деятельности - Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).

В ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Перечень находящихся в обращении в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), который формируется на основании общности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

К примеру, ФККО включает в себя, в том числе, такой тип отходов как "Лом и отходы черных и цветных металлов" (код 4 60 000 00 00 0), которые имеют различные классы опасности, включая отходы I - V классов опасности и, соответственно, данные виды отходов подлежат регулированию Федеральным законом N 89-ФЗ.

Деятельность по обращению с указанными в ФККО видами отходов регулируется нормами Федерального закона N 89-ФЗ.

Частью 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026.

Установление соответствия отхода виду отхода, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ, а также в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Лицензионные требования согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок лицензирования деятельности в области обращения с отходами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение о лицензировании N 2290).

Перечень работ, составляющих лицензируемый вид деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов, установлен приложением к Положению о лицензировании N 2290.

Отнесение проводимых хозяйствующими субъектами работ к одному из лицензируемых видов работ (в понимании, определенным Федеральным законом N 89-ФЗ) должно осуществляться хозяйствующими субъектами самостоятельно, исходя из соответствующей документации (проектной и (или) технологической), в которой определен регламент проведения выполняемых работ.

Таким образом, в случае если хозяйствующий субъект предполагает осуществление работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, то получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности является необходимым условием осуществления лицензируемых видов деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 89-ФЗ и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ.

Вместе с тем, наличие лицензии на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов не отменяет и не заменяет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере охраны окружающей среды.

По вопросу разъяснений норм Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" целесообразно обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Заместитель Руководителя

Т.А.КУЗНЕЦОВА

Другие документы по теме
"Об ответственности за непредставление документов (информации) по требованиям налоговых органов"
(утв. Минспортом России 02.03.2023, Общероссийской спортивной общественной организацией "Национальная федерация бадминтона России")
"Данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, НДД и акциза на нефтяное сырье, за март 2023 года"
"О дополнительных критериях раскрытия информации при составлении и представлении в 2023 году месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами и сроках представления такой отчетности"
Ошибка на сайте