<Письмо> Росприроднадзора от 22.04.2011 N КТ-06-02-27/4868
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 22 апреля 2011 г. N КТ-06-02-27/4868
О РАСХОДОВАНИИ СУБВЕНЦИЙ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях обеспечения результативности и целевого характера использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на исполнение переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ направляет разъяснения по порядку расходования субвенций (приложение).
Временно исполняющий
обязанности Руководителя
К.В.ТОЦКИЙ
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ПОРЯДКУ РАСХОДОВАНИЯ СУБВЕНЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
НА ИСПОЛНЕНИЕ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, В ТОМ ЧИСЛЕ
ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ ОХОТЫ И СОХРАНЕНИЯ
ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ
1. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" средства на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает своевременное представление в соответствующие федеральные органы исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций и о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления. Согласно указанной статье средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - 209-ФЗ) средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно ч. 3 ст. 33 209-ФЗ общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации на основании методик и критериев, утвержденных Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) площади среды обитания охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;
2) видов охотничьих ресурсов, средней численности охотничьих ресурсов на единицу площади или объема пространства среды обитания охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;
3) численности населения субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 33 209-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
"5) обеспечивает своевременное представление в соответствующие федеральные органы исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, а также иных документов и информации, необходимых для осуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий".
Закон однозначно указывает на то, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (ч. 6 ст. 33 209-ФЗ). В случае использования указанных в части 6 настоящей статьи средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 33).
3. В настоящее время Росприроднадзор является главным распорядителем средств федерального бюджета, представляемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде трех видов субвенций согласно ежегодному федеральному закону о федеральном бюджете и следующим постановлениям Правительства Российской Федерации:
от 31.12.2010 N 1216 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - субвенция 1);
от 13.06.2006 N 371 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" (далее - субвенция 2);
от 29.12.2007 N 975 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов)" (далее - субвенция 3).
Согласно указанным правилам субвенции предоставляются в пределах доведенных Росприроднадзору в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
4. Объемы субвенций ежегодно определяются согласно методикам, утвержденным Правительством Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 171 "Об утверждении Методики определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и их распределения между субъектами Российской Федерации" и от 10.01.2009 N 16 "Об утверждении методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений, и их распределения между субъектами Российской Федерации").
5. Необходимо учесть, что вопросы определения объема субвенций бюджетам субъектов из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий и их распределение между субъектами Российской Федерации регулируются ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Они не связаны с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, регулируемыми ст. 131 Бюджетного кодекса.
6. Согласно п. 5 статьи 133 Бюджетного кодекса "внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается" (абзац 3, пункт 5).
7. Необходимо принимать во внимание, что при определении объема субвенций используются данные уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также в области охраны и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - уполномоченные органы), полученные ими в результате проведения мероприятий по учету объектов животного мира.
Прежде всего, важны официально подтверждаемые данные по количеству видов и численности охотничьих ресурсов на единицу площади среды обитания охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, по показателям численности репрезентативного перечня охотничьих ресурсов (п. 3 Методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений, и их распределения между субъектами Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 16), а также данные по видам объектов животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и площади их среды обитания (п. 6 Методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и их распределения между субъектами Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 171).
Обращаем внимание, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1342 "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" указано, что "федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией осуществляют ведение учета, кадастра и мониторинга" объектов животного мира совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их территориям) (пункт 2).
То есть учет и государственный мониторинг объектов животного мира должен осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с 1997 года.
Учитывая данный действующий нормативный правовой акт Российской Федерации, в условиях передачи отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрено, что указанные мероприятия осуществляются как за счет средств федерального бюджета (субвенции), так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо выделение "собственных" средств для обеспечения мероприятий по учету и мониторингу объектов животного мира, находящегося в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях решения данной задачи программно-целевым методом, рекомендуемым Минфином России, целесообразны региональные программы, содержащие мероприятия по учету и мониторингу объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, и финансируемые за счет средств региональных бюджетов.
8. В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (далее - Бюджетный кодекс) органы государственной власти обязаны самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Согласно со ст. 65 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами. В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Таким образом, так как объемы субвенций устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете, органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны самостоятельно установить расходные обязательства для исполнения переданных полномочий, исходя из объема выделенных субвенций и из необходимости обеспечения сбалансированности собственного бюджета.
9. Следует принимать во внимание, что субвенции, перечисляемые Росприроднадзором на выполнение мероприятий (субвенции 2 и 3) не могут быть использованы на иные цели, кроме целей исполнения мероприятий по переданным полномочиям в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе, охотничьих ресурсов.
Указанные 2 вида субвенций, в соответствии с правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 975 и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 371, не являются источником финансового обеспечения содержания уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
То есть, расходование указанных средств осуществляется по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом в договорах и иных документах, подтверждающих расходование субвенций из федерального бюджета необходимо указывать источники финансирования мероприятий и полное наименование каждого вида субвенций.
Средства субвенции 1 должны расходоваться строго на финансовое обеспечение полномочий, указанных в п. 2 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1216.
Расходование на иные цели не допускается.
10. Для эффективного планирования расходов субвенции 1 во исполнение переданных полномочий по государственному контролю уполномоченным органам следует уточнять перечень подконтрольных объектов (субъектов хозяйственной и иной деятельности/юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также привести организацию планирования и проведения контрольных проверок в соответствие с Федеральным законом от 26.12.2010 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативно-правовыми актами в данной области, а также учесть положения Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому органы государственной власти субъекта Российской Федерации "имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации" (абзац 16, пункт 7, статья 26.3).
11. В отношении форменной одежды для государственных служащих уполномоченных органов сообщаем следующее.
Согласно статье 31 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, порядок ношения форменной одежды утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны" (абзац 11).
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный вопрос не регулирует.
В связи с передачей полномочий в данной области от Россельхознадзора Росприроднадзору, Служба обратилась в Минприроды России по вопросу необходимости издания нормативно-правового акта взамен приказа Россельхознадзора от 10.04.2009 N 188 "Об утверждении образцов форменной одежды, знаков различия и отличия и порядка ношения форменной одежды должностными лицами специально уполномоченных государственных органов субъектов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания" (зарегистрирован в Минюсте России 23.07.2009 N 14389). Однако ответ до настоящего времени не получен.
До внесения изменений в указанный нормативно-правовой акт расходование средств субвенции 1 на заказ уполномоченными органами услуги по изготовлению (приобретению) форменной одежды не рекомендуется. Расходование субвенций 2 и 3 на форменную одежду не допускается.
12. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ в структуру специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания могут входить учреждения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ структура государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, должна быть утверждена высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с Минприроды России.
В случае если данное учреждение не было включено в структуру специально уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованную с Минприроды России, то положения нормативно-правовых актов, в том числе, регламентирующих образцы форменной одежды, знаки различия и отличия и порядок ношения форменной одежды должностными лицами специально уполномоченных государственных органов субъектов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, на должностных лиц учреждения не распространяются.
Расходование субвенций на содержание учреждений также не допускается.
13. В отношении приобретения оружия сообщаем следующее.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 491 "Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" реализация данного нормативно-правового акта осуществляется "соответствующими федеральными органами исполнительной власти, к сфере ведения которых отнесены вопросы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение их деятельности".
Соответственно реализация данного постановления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации на обеспечение их деятельности.
Учитывая изложенное, Росприроднадзор, как главный распорядитель средств федерального бюджета по данному направлению, считает целесообразным приобретение служебного оружия и специальных средств для должностных лиц уполномоченного органа в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности данного уполномоченного органа.
14. Отчеты о расходовании субвенций утверждены следующими нормативно-правовыми актами:
приказ Минприроды России от 27.10.2010 N 466 (зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2010 N 19382) (субвенция 1);
приказ Минприроды России от 27.10.2010 N 469 (зарегистрирован в Минюсте России 23.12.2010 N 19360) (субвенция 2);
приказ Минприроды России от 09.07.2008 N 136 (зарегистрирован в Минюсте России 07.08.2008 N 12082) (субвенция 3).
При подготовке 3-х видов отчетности необходимо обратить внимание на заполнение последней графы каждого отчета о расходах данными о расходах средств из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций), направленных на осуществление мероприятий (работ, услуг) в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, по заказу уполномоченного органа, а также на заработную плату и увеличение стоимости основных средств.
Срок представления отчетов в Росприроднадзор - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (ежеквартально нарастающим итогом).
Нарушение сроков предоставления в Росприроднадзор отчетности о расходовании субвенций не допускается.
15. Прогнозные показатели по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, не установлены. Однако работа по подготовке соответствующих нормативно-правовых актов проводится в настоящее время Росприроднадзором совместно с Минприроды России.
Утверждение перечня прогнозных показателей для оценки полноты и качества исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в данной области позволит определить, в том числе, эффективность расходования субвенций.
16. В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 27.09.2010 N 331 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" уполномоченным органам следует ежеквартально представлять в Росприроднадзор отчет, содержащий, в том числе, данные об объемах наложенных и взысканных сумм по штрафам.
17. Средства субвенций следует расходовать рационально, эффективно, по целевому назначению и без остатков. В случае образования остатков субвенций в конце финансового года необходимо обратиться в установленном порядке в Росприроднадзор для сохранения их на следующий финансовый год.