<Письмо> Росприроднадзора от 02.04.2018 N АС-10-02-36/6274
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2018 г. N АС-10-02-36/6274
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направляет информацию для руководства и использования в работе, представленную в приложении.
А.Г.СИДОРОВ
Приложение
ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ РУКОВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31.12.2017 N 503-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТРЕБЛЕНИЯ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН N 503-ФЗ)
1. Законом N 503-ФЗ внесено изменение в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в определение термина "сбора отходов". Так, под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Таким образом, лица, осуществляющие непосредственно и исключительно транспортирование отходов, деятельность по сбору не осуществляют.
В связи с этим, в случае если соискатель лицензии/лицензиат направил в адрес территориального органа Росприроднадзора заявление на предоставление/переоформление лицензии в части исключено сбора отходов, а также сбора и иных видов работ по обращению с отходами, при этом соискателем лицензии/лицензиатом не предполагается осуществлять/не осуществляется деятельность по сбору отходов в терминологии, определенной Законом N 503-ФЗ, то территориальный орган Росприроднадзора вручает соискателю лицензии/лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением, в части устранения несоответствия планируемого/выполняемого перечня работ, составляющего лицензируемый вид деятельности, в порядке, определенном ч. 8, 9 ст. 13, ч. 12 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В случае, если соискатель лицензии/лицензиат подал в адрес территориального органа Росприроднадзора после 01.01.2018 заявление на предоставление/переоформление лицензии в области обращения с отходами I - IV классов опасности, в том числе на сбор отходов, в понятии, определенном Законом N 89-ФЗ (до вступления в силу Закона N 503-ФЗ), территориальный орган Росприроднадзора принимает решение в порядке, установленном ст. 14 Закона N 99-ФЗ.
2. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с ч. 9 ст. 18 Закона 99-ФЗ при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.
Частью 9 ст. 18 Закона N 99-ФЗ установлено, что в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 Закона N 99-ФЗ.
Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных ч. 7 и ч. 9 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном ст. 19 Закона N 99-ФЗ порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Отмечаем, что предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям ч. 1 и ч. 3 ст. 13 и ч. 3 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах (ч. 4 ст. 19 Закона N 99-ФЗ).
Таким образом, в случае если лицензиат намерен прекратить деятельность по сбору отходов I - IV классов опасности и подает в инициативном порядке в территориальный орган заявление о переоформлении, то лицензирующий орган в соответствии со ст. 18 и ст. 19 Закона 99-ФЗ проводит внеплановую документарную проверку.
Кроме того, в силу положений ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Учитывая, что лицензируемые виды деятельности и виды работ, составляющих лицензируемые виды деятельности, не изменены, а также учитывая положения Закона N 503-ФЗ, переоформление лицензии, в части исключения работ по сбору отходов I - IV классов опасности, не является обязанностью лицензиата.
Кроме того, учитывая положения ч. 2 ст. 18 Закона N 99-ФЗ, лицо, обладающее лицензией на сбор и транспортирование отходов, вправе осуществлять деятельность по транспортированию отходов без переоформления разрешительного документа.
При этом, лицензиаты, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV, в случае намерения осуществлять деятельность по сбору отходов, в смысле, определенном Законом N 503-ФЗ, обязаны переоформить лицензию в связи с изменением вида работ, составляющего лицензируемый вид деятельности, в порядке, установленном ст. 18 Закона N 99-ФЗ.
3. Законом N 503-ФЗ внесено изменение в п. 1.1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ, согласно которому приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, предусмотренных соответственно статьями 13 и 18 Закона N 99-ФЗ, указываются виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
Таким образом, соискатель лицензии вправе по своему усмотрению подавать заявление на предоставление/переоформление лицензии на конкретные виды отходов и (или) группы и (или) подгруппы отходов, с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия. Пример заполнения заявления о предоставлении/переоформлении лицензии представлен в приложении.
При этом, обращаем внимание территориальных органов Росприроднадзора, что в случае если соискатель лицензии/лицензиат указывает в заявлении о предоставлении/переоформлении лицензии группы, подгруппы отходов, то здания, строения, сооружения, помещения, оборудования, транспортные средства и иное имущество, используемые для заявленных видов работ, должны иметь возможность осуществления заявленных видов работ для всех видов отходов с указанным классов опасности, входящим в группу, подгруппу (например: лицензиат намерен осуществлять обезвреживание отходов III класса опасности, входящих в группу "растворы буровые при бурении нефтяных, газовых и газоконденсатных скважин отработанные" с кодом Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО) 2 91 110 00 00 0. При этом в группу с кодом ФККО 2 91 110 00 00 0 включено три вида отходов "растворы буровые на углеводородной основе при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, отработанные умеренно опасные" с кодом ФККО 2 91 111 12 39 3, "растворы буровые глинистые на водной основе с добавлением биоразлагаемых полимеров отработанные при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного газа и газового конденсата, умеренно опасные" с кодом ФККО 2 91 114 11 39 3, "растворы буровые с добавлением реагентов на основе фенола и его производных, отработанные при проходке разрезов с соляно-купольной тектоникой, умеренно опасные" с кодом ФККО 2 91 115 41 39 3. Таким образом, территориальный орган Росприроднадзора обязан проверить возможность использования заявленного оборудования по обезвреживанию всех видов отходов III класса опасности, входящих в соответствующую группу отходов).
4. Законом N 503-ФЗ конкретизирован п. 2 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, в части осуществления деятельности по обезвреживанию и (или) размещению отходов несколькими хозяйствующими субъектами на одном объекте.
Так, хозяйствующий субъект не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (все виды работ или каждый в отдельности), в случае если на конкретном объекте обезвреживания и (или) размещению отходов уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов другим хозяйствующим субъектом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
5. Подпунктом "б" п. 9 ст. 1 Закона N 503-ФЗ установлены требования к содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальные схемы).
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона N 503-ФЗ положения п. 3 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ применяются при первой корректировке территориальных схем после дня вступления в силу Закона N 503-ФЗ, но не позднее 1 января 2020 года.
Таким образом требования, определенные ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ, должны быть отражены в откорректированных территориальных схемах, подлежащих общественным обсуждениям.
Подпунктом "в" п. 9 ст. 1 Закона N 503-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ. Так, п. 4 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ изложен в следующей редакции: "Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Учитывая изложенное, с 31.12.2017 территориальные схемы не подлежат согласованию с территориальными органами Росприроднадзора.
Также с учетом п. 8 ст. 1 Закона N 503-ФЗ региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, не подлежат согласованию с соответствующими территориальными органами Росприроднадзора.
Одновременно Росприроднадзор сообщает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2017 N 1310 "Об образовании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления" утверждено Положение о Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления, которая рассматривает в том числе предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по корректировке территориальных схем, а также разработке межрегиональных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
6. Пунктом 12 ст. 1 Закона N 503-ФЗ внесены изменения в ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, определяющие требования по исполнению расширенной ответственности производителей.
В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Таким образом, Законом N 89-ФЗ определен круг лиц, обязанных обеспечить выполнение нормативов утилизации.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р (далее - Перечень N 2970-р), который состоит из двух разделов: Раздел I. Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств; Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р вступило в силу с 1 января 2018 г.
В силу положений п. 4.1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 2 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования. При этом Перечень N 2970-р содержит столбец "Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования" с порядковыми номерами, присвоенными к группам товаров.
Таким образом, норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации отходов от использования товаров, входящих в различные группы товаров, только при условии одинакового значения в столбце "Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования" (например, норматив утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу N 1 "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)" Перечня N 2970-р, может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в Группу N 2 "Ковры и ковровые изделия", Группу N 3 "Спецодежда", Группу N 4 "Одежда верхняя прочая", Группу N 5 "Белье нательное", Группу N 6 "Одежда прочая и аксессуары", Группу N 7 "Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие", Группу N 54 "Упаковка из текстильных материалов"; норматив утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу N 9 "Тара деревянная" Перечня N 2970-р, может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в Группу N 53 "Упаковка деревянная и пробковая"; норматив утилизации отходов от использования товаров, входящих в группу N 11 "Мешки и сумки бумажные" Перечня N 2970-р, может быть исполнен, как полностью, так и частично, при утилизации отходов от использования товаров, входящих в Группу N 12 "Тара, упаковка бумажная и картонная прочая", Группу N 13 "Изделия хозяйственные из бумаги или картона", Группу N 14 "Принадлежности канцелярские бумажные", Группу N 16 "Издательская продукция печатная", Группу N 51 "Упаковка из бумаги и негофрированного картона").
Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2971-р (далее - Распоряжение N 2791-р), которое содержит 46 групп товаров, а также 8 групп упаковки товаров, подлежащих утилизации. Распоряжение N 2971-р вступило в силу с 1 января 2018 г.
При этом, предоставление отчетных документов в 2018 году по исполнению обязанности по утилизации отходов от использования товаров импортерами и производителями товаров за 2017 год осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р "Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1886-р "Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств".
Кроме того, ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ дополнена п. 1.1, 1.2, положениями которых определено, что обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров, упаковки товаров, с момента их первичной реализации.
В силу положений п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации, реализацией товаров, работ или услуг, организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Подпунктом "ж" п. 12 ст. 1 Закона N 503-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с которым обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
Таким образом, учитывая требования п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, исполнение норматива утилизации предусмотрено путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, обладающим лицензией на осуществление деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности. В случае заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов V класса опасности, требование о наличии лицензией на осуществление деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности не применимо.
В случае выявления фактов исполнения импортерами и производителями товаров, упаковки товаров, норматива утилизации, путем передачи отходов в целях сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания отходов, территориальным органам Росприроднадзора необходимо применять меры административного воздействия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ в случае создания производителями товаров, импортерами товаров ассоциации (союза) в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее - ассоциация) производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании соответствующего договора поручить ассоциации обеспечивать выполнение нормативов утилизации путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), а также представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
В силу положений п. 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, импортеры и производители товаров имеют право на основании соответствующего договора поручить ассоциации обеспечивать исключительно выполнение нормативов утилизации, уплата экологического сбора осуществляется непосредственно самими импортерами, либо производителями товаров.
В соответствии с п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.
Согласно п. 9.1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными п. 4 и 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном п. 16 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ.
Необходимо отметить, что подтверждение выполнения нормативов утилизации возможно после проведения Росприроднадзором и его территориальными органами проверки достоверности и полноты сведений, указанных в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за отчетный год, в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный год, а также в договорах, предусмотренных п. 4, 5 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ, в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации, в актах утилизации отходов от использования товаров, утвержденных в порядке, установленном п. 16 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ, в сроки, определенные п. 13 Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342, п. 16 Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417.
7. В соответствии с п. 8 ст. 12 Закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее - Перечень N 1589-р).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее - Распоряжение N 1589-р) вступило в силу с 01.01.2018, за исключением пунктов 68 - 182 перечня, утвержденного данным распоряжением.
Пункты 68 - 109, Перечня N 1589-р, вступают в силу с 1 января 2019 г.
Пункты 110 - 182, Перечня N 1589-р, вступают в силу с 1 января 2021 г.
При предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, необходимо руководствоваться в том числе Перечнем N 1589-р, учитывая поэтапное вступление в силу пунктов Перечня N 1589-р.
При этом, в случае выявления территориальными органами Росприроднадзора фактов захоронения отходов, входящих в Перечень 1589-р, с учетом п. 2 Распоряжения N 1589-р, необходимо применять меры административного воздействия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В силу подпункта "б" п. 4 ст. 9 Закона N 503-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Таким образом, с учетом положений подпункта "б" п. 4 ст. 9 Закона N 503-ФЗ, ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, а также позиции Росприроднадзора, изложенной в письме от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591, и доведенной до территориальных органов Росприроднадзора, в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также лица, не являющиеся операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождены от платы за размещение твердых коммунальных отходов.
Росприроднадзор обращает внимание, что разъяснения о зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду и формы заявлений и решений во исполнение Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, направлялись Росприроднадзором в адрес территориальных органов Росприроднадзора письмами от 15.03.2017 N АС-06-02-36/5194 и от 27.03.2017 N АА-06-02-36/6198 (копии писем прилагаются).
При этом следует учитывать, что территориальные органы Росприроднадзора несут ответственность за осуществление зачетов или возвратов сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При принятии решений о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду территориальные органы Росприроднадзора должны использовать предусмотренную в таких случаях процедуру сверки расчетов внесенных и (или) начисленных сумм платежей с хозяйствующим субъектом. Кроме того, принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей должно осуществляться исходя из решений комиссии по утверждению решений о возврате сумм излишне уплаченных платежей (приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 N 370).
При возникновении сомнений в обоснованности информации, приведенной хозяйствующим субъектом в заявлении о возврате сумм излишне уплаченных платежей, комиссия вправе принять решение об отказе в возврате платежей и уведомить хозяйствующий субъект о возможности оформления возврата денежных средств по исполнительному документу.
Приложение
Согласно федеральному классификационному каталогу отходов <3>
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности <4>, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности
Наименование отхода
Код отхода
Класс опасности отхода
1
2
3
4
Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного (попутного) газа и газового конденсата
2 91 120 00 00 0
III
Транспортирование, обезвреживание отходов IV класса опасности
Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, природного (попутного) газа и газового конденсата
2 91 120 00 00 0
IV
Транспортирование, обезвреживание отходов IV класса опасности
--------------------------------
<1> Основной государственный регистрационный номер/Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.
<2> Идентификационный номер налогоплательщика.
<3> Федеральный классификационный каталог отходов формируется Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный N 22313).
<4> Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, установлен приложением к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
<5> Вписывается при необходимости получения копии.
<6> Печать ставится в случае, если заявление оформлено в виде бумажного документа (при наличии печати).