<Письмо> Роспотребнадзора от 14.09.2007 N 0100/9419-07-32
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 14 сентября 2007 г. N 0100/9419-07-32
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРОЦЕДУР РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доводит до сведения информацию об изменениях, внесенных в действующий Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (N 94-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 609-р был утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае, если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться только путем проведения аукционов. Несоблюдение государственными заказчиками требований части 4 статьи 10 указанного Федерального закона является грубым нарушением законодательства о размещении заказов, подлежащим особому контролю Федеральной антимонопольной службой.
При этом заказчик вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в Перечень, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика в установленном Законом порядке.
В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрен ряд механизмов, защищающих права заказчиков:
1. Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах пяти процентов от начальной цены контракта (часть 4 статьи 20 и часть 5 статьи 32 Закона) и в случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта не возвращается.
2. Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика требования обеспечения исполнения государственного контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах тридцати процентов от начальной цены контракта. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчики обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (пункт 15.2 части 4 статьи 22 Закона). Данный пункт введен Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ.
Неотъемлемой частью конкурсной документации является проект госконтракта (п. 5 ст. 22).
В случае установления обеспечения исполнения контракта такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта (способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником самостоятельно).
3. Установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). Необходимость их установления должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае.
4. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения открытого или закрытого конкурса, конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 22 Закона), а также требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, работ, услуг, являющихся предметом конкурса, и их характеристик (пункт 2 части 4 статьи 22 Закона).
При этом конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, а также работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Исключения допускаются в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 22 Закона.
Если заявка на участие в конкурсе, поступившая от участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых товарах, работах и услугах, которые не соответствуют требованиям и показателям, установленным в конкурсной документации, такая заявка отклоняется конкурсной комиссией на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе как не соответствующая требованиям конкурсной документации. В отношении аукционов (открытых и закрытых) и запросов котировок как самостоятельных способах размещения заказов Законом предусмотрены аналогичные нормы.
Документация об аукционе или извещение о проведении запроса котировок могут содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания и иные идентифицирующие товары сведения, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которые применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, уже используемыми заказчиком (часть 3 статьи 34 Закона).
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона в государственные контракты включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (введена Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ).
5. Закон предусматривает включение в государственный и муниципальный контракт обязательного условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным контрактом (часть 10 статьи 9 Закона).
Закон предусматривает право заказчика потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным контрактом. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
6. Эффективному и своевременному исполнению государственных контрактов способствует установление этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственным контрактам, что позволяет заказчикам эффективно отслеживать ход исполнения контрактов со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поддерживать необходимый уровень контроля за действиями поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в полном объеме использовать механизмы ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за ненадлежащее исполнение или неисполнение условий контрактов.
7. Отдельным механизмом, призванным обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных контрактов, является реестр недобросовестных поставщиков.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сроком на 2 года сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов (часть 2 статьи 19 в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ).
Заказчик вправе в конкурсной документации или в документации об аукционе установить требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о таких участниках в реестре недобросовестных поставщиков (пункты 1, 6 части 2 статьи 11 Закона), тем самым исключив возможность участия в проводимых конкурсах или аукционах ранее признанных недобросовестными поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом Заказчик, конкурсная или аукционная комиссия проверяет соответствие участников размещения заказа установленному требованию и не вправе возлагать на участников размещения заказа эту обязанность.
С 1 октября 2007 года вступает в действие Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предполагает ряд поправок в действующую систему госзакупок.
Закон внес изменения в нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и других законодательных актов, регулирующие основные положения порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, также внес изменения в нормы, регулирующие размещение заказа путем проведения аукциона, запроса котировок, и нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение законодательства о госзаказе.
Закон устанавливает, что государственные заказчики вправе включать в состав конкурсной, аукционной или котировочной комиссии преимущественно лиц, осуществивших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных нужд. Членами комиссий по размещению заказов не могут быть должностные лица федерального, регионального или местных органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
Закон включил в число документов, составляемых в процессе размещения государственных заказов, новый документ - протокол об отказе от заключения контракта. Этот протокол составляется в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок. В протоколе должны содержаться сведения, являющиеся основанием для отказа от заключения контракта, а также реквизиты подтверждающих эти факты документов.
Расширен перечень случаев, когда допускается изменение цены контракта.
При изменении регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы и услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного контракта, заключенного с организацией, принадлежащей к субъектам естественных монополий или перечисленным отраслям, обязан изменить цену контракта соответственно размеру изменения цен и тарифов на соответствующие товары и услуги.
Закон установил, что в период исполнения контракта являются твердыми и не могут изменяться цены на запасные части к технике и оборудованию, цены за единицу услуги, в случае если эти цены, предложенные лицом, с которым заключен контракт, указывались в конкурсной документации или документации об аукционе при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию или ремонту техники и оборудования или заказа на оказание услуг связи или юридических услуг.
Закон установил, что с 1 января 2008 года при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд опубликование информации о размещении заказов в официальном печатном издании не производится.
Закон обязывает размещать информацию о жалобах участников размещения заказов, их содержании и принятых по ним решениях, а также о предписаниях, выданных органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, на официальном сайте.
Закон уточнил, что выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра предпринимателей, а для физических лиц - копии документов, удостоверяющих личность, прилагаемые к заявкам на участие в конкурсе или аукционе, должны быть получены не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона.
С 1 января 2008 года заказ на строительные работы должен размещаться только путем проведения аукциона. Установлено дополнительное требование к участникам - наличие опыта выполнения аналогичных работ в течение последних пяти лет. Заказ на строительство особо опасных и технически сложных объектов можно будет размещать как путем проведения аукциона, так и путем проведения конкурса.
Квалификация участников конкурса может являться критерием оценки заявок, что позволит достичь оптимального соотношения цены и качества работ по государственному контракту.
Одновременно внесены изменения в КоАП РФ в части соблюдения установленного порядка проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, которые предопределяют значительное увеличение размера штрафных санкций и область их применения. Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2007 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО