<Письмо> Роспотребнадзора от 30.01.2007 N 0100/820-07-23
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 30 января 2007 г. N 0100/820-07-23
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15.12.2006 N 770
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 N 770 были внесены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусматривающие изложение в новой редакции абзаца четвертого пункта 136 указанных Правил, вступающие в силу с 1 февраля 2007 года.
В соответствии с этими изменениями, начиная с указанного срока не допускается розничная продажа алкогольной продукции, "если на потребительской таре единицы продукции отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
Текст такой надписи был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 N 49 "Об утверждении предупреждающей Надписи на потребительской таре единицы алкогольной продукции о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции", вступающим в силу также с 1 февраля 2007 года.
При этом следует отметить, что само по себе требование об указании противопоказаний к применению алкогольной продукции в числе другой обязательной информации о ней в настоящее время закреплено пунктом 138 тех же Правил продажи отдельных видов товаров, а до этого содержалось в пункте 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.11.1996 N 1364, от 14.07.1997 N 867, от 13.10.1999 N 1150, от 02.11.2000 N 840), утратившим силу согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции".
Таким образом, вышеназванным Приказом Минздравсоцразвития России, утвердившим содержание информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции, было должным образом лишь формализовано императивное требование о ее как таковом безусловном предоставлении, первоначально введенное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1150 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987".
Между тем следует иметь в виду, что правовые основы производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации, включая ее розничную продажу, в первую очередь определяет Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ, от 29.12.2001 N 186-ФЗ, от 24.07.2002 N 109-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.07.2005 N 102-ФЗ (ред. 31.12.2005), от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 29.12.2006 N 248-ФЗ), статья 16 которого закрепляет исчерпывающий перечень ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, а статья 26 - ограничения на оборот алкогольной продукции в целом. При этом пункт 1 статьи 25 того же Федерального закона закрепляет исчерпывающий перечень оснований для изъятия и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из незаконного оборота, к числу которых относятся только случаи ее реализации:
"без соответствующих лицензий;
без сертификатов соответствия;
без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;
без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;
без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
как бесхозяйное имущество;
без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции".
С учетом вышеизложенного, в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами правил розничной продажи алкогольной продукции, необходимо, начиная с 1 февраля 2007 года, среди прочего осуществлять контроль и надзор за ходом исполнения положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 N 770 в части наличия на потребительской таре каждой единицы реализуемой алкогольной продукции предупредительной надписи утвержденного Минздравсоцразвития России содержания (взамен соответствующих надписей на тот же счет, используемых в настоящее время), имея в виду, что только полное отсутствие информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции может служить основанием для применения к указанным субъектам соответствующих мер административной ответственности. При этом факт наличия на потребительской таре информации о противопоказаниях к ее применению иного содержания в любом случае (вплоть до полного перехода к единообразному тексту предупредительной надписи) не должен служить основанием для изъятия алкогольной продукции из оборота.
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО