<Письмо> Роспотребнадзора от 08.05.2007 N 0100/4714-07-32
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 8 мая 2007 г. N 0100/4714-07-32
О РАБОТЕ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в дополнение к письму от 26.04.2007 N 0100/4346-07-32 информирует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон), вступившего в силу с 11.04.2007, "организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее шестидесяти дней со дня его вступления в силу".
В этой связи лица, желающие заниматься организацией торговли на рынках, обязаны в течение 60 дней привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона, что означает необходимость получения ими разрешения на право организации рынка при наличии соответствующего права (собственности, аренды) на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.
В соответствии со статьей 4 Закона рынок организуется согласно плану, утвержденному органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования, а также с учетом потребностей в рынках того или иного типа.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного органом местного самоуправления муниципального образования, при этом, в соответствии со статьей 7 Закона, в предоставлении разрешения заявителю может быть отказано при отсутствии права на объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок, при несоответствии места расположения этих объектов и типа рынка утвержденному плану, а также в случае подачи документов, содержащих недостоверные сведения либо поданных с нарушением установленных требований.
Юридическое лицо, получившее разрешение на право организации рынка, признается управляющей рынком компанией.
Таким образом, на этапах утверждения плана размещения рынков на территории субъекта Российской Федерации и получения юридическим лицом разрешения на право организации рынка Законом не предусмотрено получения согласования со стороны органов Роспотребнадзора.
Однако необходимо иметь в виду, что вопросы соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, строительстве и эксплуатации объектов, в том числе розничных рынков, регламентируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в соответствии с которым (статья 11) "Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц".
Статьей 12 данного Закона установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В случае выявления нарушения санитарного законодательства должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека должны приниматься в установленном законом порядке меры.
Учитывая изложенное, на этапах утверждения плана размещения рынков на территории субъекта Российской Федерации и получения юридическим лицом разрешения на право организации рынка управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации необходимо, руководствуясь статьями 50 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ:
- проанализировать материалы, полученные в ходе проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за розничными рынками, с учетом их возможного негативного влияния на условия проживания населения, состояние окружающей человека среды, водоснабжение, канализацию, очистку территории, дать предписания об устранении выявленных нарушений или в случае невозможности устранения принять в установленном законом порядке меры по приостановлению их эксплуатации;
- внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления предложения по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на розничных рынках с указанием мер, которые необходимо принять для обеспечения выполнения требований санитарного законодательства при организации их работы, либо о прекращении эксплуатации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ управляющая рынком компания должна осуществлять его своевременную уборку и благоустройство, проводить санитарно-гигиенические и дезинфекционные мероприятия, обеспечивать энерго-, тепло- и водоснабжение, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров. Кроме того, в соответствии со статьей 15 торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля, в том числе, и органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
При согласовании схем размещения торговых мест, разработанных управляющими компаниями, следует обращать внимание на выполнение требований санитарного законодательства в части обеспечения гигиенических требований, предъявляемых к санитарно-защитной зоне, содержанию функционального зонирования территорий, к привязке систем коммуникаций, условиям приема, хранения и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также условиям труда работающего персонала.
Одновременно необходимо иметь в виду, что планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, проводимая управляющей кампанией в соответствии со статьей 11 того же Закона, должна обеспечить при работе рынка выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 13).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО