<Письмо> Роспотребнадзора от 01.03.2006 N 0100/2254-06-32
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 1 марта 2006 г. N 0100/2254-06-32
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В связи с поступающими обращениями о применении отдельных положений Приказа Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации" разъясняю.
В приложении 4 к Приказу от 21.11.2005 N 776 приведены те виды деятельности, которые могут осуществляться только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, что предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации.
Так, например, для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности необходимо предоставление копии санитарно-эпидемиологического заключения (Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 489), аналогичное требование установлено для соискателей лицензий на осуществление медицинской деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и некоторых иных видов деятельности.
В ряде случаев необходимость наличия санитарно-эпидемиологического заключения как условие осуществления определенного вида деятельности установлена Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Так, статья 18 указанного Закона прямо устанавливает, что разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Статьей 40 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрена выдача главными государственными санитарными врачами санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке. При этом следует учитывать, что основанием для проведения соответствующих экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок является только предписание главного государственного санитарного врача или его заместителя (п. 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Иных оснований действующее законодательство не предусматривает.
Изложенное свидетельствует, что оценка объекта с целью определения возможности осуществления на нем конкретного вида деятельности, в том числе и с проведением экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Руководителями органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления издаются нормативные акты, устанавливающие необходимость наличия у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц санитарно-эпидемиологического заключения о их соответствии санитарным нормам и правилам, при этом перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется санитарно-эпидемиологическое заключение, необоснованно расширяется.
Указанные факты следует рассматривать как нарушение требований п. 4 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при выявлении подобных фактов необходимо на основании части третьей подпункта 8 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вносить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО