<Письмо> Роспотребнадзора от 29.08.2008 N 01/9440-8-32
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 августа 2008 г. N 01/9440-8-32
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ
НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
В дополнение к письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.08.2008 N 01/9103-8-32 "О введении новой системы оплаты труда" сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2008 N 424н утверждены Рекомендации по заключению трудового договора с работниками федерального бюджетного учреждения и его примерной форме (далее - Рекомендации).
Согласно Рекомендациям, до введения новых систем оплаты труда и заключения трудовых договоров или дополнительных соглашений к ним с работниками учреждений работодателем должно быть утверждено новое штатное расписание и положение об оплате труда.
При разработке положения об оплате труда следует учитывать нормативные правовые акты Минздравсоцразвития России, а также утвержденными Приказом Роспотребнадзора от 14.08.2008 N 285 примерными положениями:
- об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений науки;
- об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения;
- об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
О предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора, в связи с введением новых систем оплаты труда в учреждении, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Примерные формы уведомлений о предстоящих изменениях условий трудового договора и о предстоящем увольнении в связи с сокращением штатов направлялись письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.08.2008 N 01/9313-8-32.
Следует отметить, что в пункте 21 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации указал, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например, изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.
Согласно Рекомендациям, с учетом установленного Правительством Российской Федерации срока введения новых систем оплаты труда, трудовые договоры с работниками учреждений или дополнительные соглашения к ним следует заключить и оформить 1 декабря 2008 года. При этом заключение новых трудовых договоров с работниками, работающими в учреждении до 1 декабря 2008 года, не производится.
Трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору заключаются в письменной форме, составляются в двух экземплярах, которые подписываются сторонами.
Один экземпляр трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору передается работнику, второй - хранится в кадровой службе работодателя. При этом получение работником экземпляра трудового договора или дополнительного соглашения к трудовому договору должно подтверждаться подписью работника на всех экземплярах.
Примерные формы трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору прилагаются.
В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору указываются:
- фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя в соответствии с уставом учреждения;
- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и реквизиты работодателя;
- идентификационный номер налогоплательщика (работодателя);
- сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
- место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
1. Место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в конкретном филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении работодателя (учреждения), расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
2. Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретного вида поручаемой работнику работы). В случае, если работнику поручается конкретный вид работы, квалификационные требования по которой не содержат квалификационные справочники, вид поручаемой работы оговаривается в трудовом договоре. Если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
3. Дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации или иным федеральным законом;
4. Условия оплаты труда (в том числе размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера);
5. Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
6. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
7. Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
8. Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
9. Другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (особенности установления учебной нагрузки преподавателей образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, исчисления заработной платы учителей и преподавателей других типов образовательных учреждений с учетом установленного объема учебной нагрузки и др.).
Согласно Рекомендациям, для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых работодателем (учреждением) услуг, работодатель (учреждение) вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих за счет приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также за счет средств государственных внебюджетных фондов).
Следует отметить, что в соответствии со статьей 58 Трудового кодекса срочный трудовой договор заключается на определенный срок не более пяти лет.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 Трудового кодекса, в том числе для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг.
Как правило, для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), срочный трудовой договор может быть заключен с работниками, принятыми для выполнения работ:
- не являющихся уставной деятельностью организации, но и не противоречащих ее уставу;
- имеющих временный характер.
Это может быть работа по выполнению какого-либо проекта, но проекта, выходящего за пределы обычной деятельности организации. Если же проект вписывается в постоянные рамки функционирования организации, его должны выполнять постоянные сотрудники, которые, завершив этот проект, приступят к работе над следующим.
Следует отметить, что выполнение федеральными государственными учреждениями Роспотребнадзора работ, не предусмотренных уставом, недопустимо. Кроме того, пунктом 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583, привлечение работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности допускается для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг.
В связи с этим нет оснований для заключения срочных договоров для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя.
Что касается привлечения работников для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг, то указанные здесь работы или услуги относятся к постоянно выполняемым организацией, то есть уставным видам деятельности, но по каким-либо причинам объем работ (или услуг) в течение некоторого времени возрастает, и для его освоения становятся необходимы дополнительные работники. При этом должно быть заведомо известно, что период увеличения объемов работ (услуг) продлится не более одного года. С дополнительно нанятыми работниками могут заключаться срочные трудовые договоры.
Например, на время проведения дезинфекционных или дезинсекционных мероприятий в период летней оздоровительной кампании, в связи с увеличением объема работ можно привлекать дополнительно дезинфекторов. При этом ситуация, когда в учреждение обратилась организация с просьбой выполнить дополнительный объем работы, может возникнуть не только в указанный период, но и в связи с другими причинами (ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния объекта, требующее временное, внеплановое проведение дезинфекционных и дезинсекционных работ).
Следует отметить, что статья 59 Трудового кодекса содержит еще одно основание для заключения с работником срочного трудового договора - прием работника для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой.
В некоторых случаях в организациях возникает необходимость выполнения конкретной работы, для которых невозможно установить точную дату окончания. При таких обстоятельствах приглашают временного работника, с которым заключается срочный трудовой договор без указания даты прекращения договора, а увольнение такого работника производится по завершении работы, для выполнения которой он нанят.
Как указывалось выше, пунктом 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583, привлечение работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, допускается для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг. Однако указанный пункт, в отличие от Трудового кодекса, не устанавливает ограничение в один год для таких работ.
В связи с этим в случае, когда в учреждении возникает необходимость во временном расширении объема оказываемых услуг, но завершение ее не может быть определено конкретной датой, допускается привлечение работника на условиях срочного трудового договора без указания даты прекращения договора.
Увольнение такого работника производится по завершении работы, для выполнения которой он нанят. Завершение работы оформляется соответствующим актом. В день подписания акта трудовой договор с этим работником расторгается. Предварительного предупреждения работника в этом случае не требуется.
В связи с этим в Рекомендациях Минздравсоцразвития России указано, что в случае заключения срочного трудового договора с работником по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 59 Трудового кодекса, в трудовом договоре указывается срок его действия (конкретный срок трудового договора не более пяти лет, на время выполнения конкретной работы и т.д.), а также обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Следует обратить внимание, что в соответствии со статьей 58 Трудового кодекса, в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Одновременно направляем для информации и учета в работе размеры районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах в субъектах Российской Федерации и размеры процентных надбавок за стаж работы в субъектах Российской Федерации.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
Размеры районных коэффициентов,
коэффициентов за работу в пустынных и безводных
местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах
в субъектах Российской Федерации
Размер процентных надбавок
за стаж работы в субъектах Российской Федерации
--------------------------------
<i> Архангельская область - о. Новая земля; Земля Франца Иосифа;
Ненецкий автономный округ - о. Корга; о-ва Камбальницкие кошки; о. Колгуев; о. Сенгейский; о-ва Гуляевские Кошки; о. Долгий; о. Ловецкий; о. Зеленый; о. Песяков; о. Долгий; о. Вайгач; Ямало-Ненецкий автономный округ - о. Литке; о. Торасовэй; о. Левдиев; о-ва Шараповы кошки; о. Белый; о. Халянго; о. Наречи; о-ва Салмы; о. Шокльского; о. Неупокоева; о. Коса Неупокоева; о. Вилькицкого; о. Коса восточная; о. Олений; о-ва Проклятые;
Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ) -
ДиксоновскиЙ район - о. Сибирякова; о. Носок; о. Свердруп; о-ва Арктического Института; о-ва Известий ЦИК; о. Уединения; о. Визе; о. Ушакова; о. Шмидта; о. Комсомолец; о. Суровый; о. Мачтовый; о. Длинный; о. Пионер; о. Октябрьской революции; о. Большевик; о. Крупской; о. Найденыш; о. Аргнольда; о. Старокадомского; о. Малый Таймыр; о-ва Сергея Кирова; Архипелаг Нордштельда; Архипелаг Седова; о-ва Гейберга; о. Западный каменный; о. Восточный каменный; о. Расторгуева; о. Моржово; о. Бегичевская коса; о. Зверобой; о. Большой Гольцман; о. Песцовый; о. Круглый; о. Подкова; о. Олений; о-ва Плавниковые; о. Циркуль; о. Колосовых; о-ва Чельмана; о-ва Скотт-Гансена; о-ва Рингенс; о-ва Мона; о. Продолговатый; о. Гаврилова; о. Рыкачева; о. Таймыр; о-ва Комсомольской правды; о-ва Фаддея;
Хатангский район - о-ва Петра (о. Северный, о. Южный); о. Андрея; о. Псов;
Республика Саха (Якутия) -
Анабарский район (улус) - о. Большой Бегичев; о. Преображенья; о. Песчаный; о. Салкай;
Булунский район (улус) - о. Дянгылах; о-ва Аэросъемки; о. Самолота; о-ва Дунай; о. Куба-Арыта; о. Америка-Куба-Арыта; о. Быяка-Арыта; о. Муостах; Новосибирские о-ва; Ляховский о-в;
Усть-Янский район (улус) - Шелонские о-ва; о. Макар;
Аллаиховский район (улус) - о. Крестовый;
Нижнеколымский район (улус) - Медвежьи о-ва; о. Сухарный; о. Гусмп;
Чукотский автономный округ -
Чаунский район - о. Айон; о. Рыянранот; о. Большой Роутан; о. Шалаурова;
Шмидтовский район - о. Врангеля; о. Геральд;
Иультинский район - о. Колючий.
<ii> При работе на высотах от 2000 до 3000 метров над уровнем моря.
<iii> При работе на высотах свыше 3000 метров над уровнем моря.
<iv> В населенных пунктах, обеспеченных питьевой водой и водой для бытовых нужд, в соответствии с перечнем, утвержденным Советом Министров Калмыцкой АССР, а также в районных центрах коэффициенты снижаются соответственно с 1.3 до 1.2, с 1.2 до 1.1.
<v> При работе на высотах от 2000 до 3000 метров над уровнем моря.
<vi> Более 93% населения Ханты-Мансийского автономного округа проживают севернее 60° северной широты.
<vii> Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1978 г. N 86-6 "О мерах по дальнейшему развитию экономики пограничных районов Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей" для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках приграничной 30-километровой зоны Читинской области, установлен районный коэффициент 1,4.
<viii> Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1978 г. N 86-6 "О мерах по дальнейшему развитию экономики пограничных районов Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей" для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках приграничной 30-километровой зоны Приморского края, установлен районный коэффициент 1,3.
<ix> Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1978 г. N 86-6 "О мерах по дальнейшему развитию экономики пограничных районов Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей" для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках приграничной 30-километровой зоны Хабаровского края, установлен районный коэффициент 1,3.
<x> Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1978 г. N 86-6 "О мерах по дальнейшему развитию экономики пограничных районов Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей" для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках приграничной 30-километровой зоны Архаринского, Благовещенского, Бурейского, Ивановского, Константиновского, Михайловского, Свободненского, Тамбовского районов, Белогорьевского сельсовета г. Благовещенска установлен районный коэффициент 1,3; Сковородинского, Магдагачинского, Шимановского районов - 1,40.
Перечень поселковых и сельских советов народных депутатов приграничной зоны Амурской области, на территории которых применяются дополнительные льготы, предусмотренные пунктами 17 - 24 Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1977 года N 1067-347.
Архаринский район - Архаринский поссовет, Антоноский, Аркадьевский, Вольненский, Иннокентьевский, Казановский, Касаткинский, Кундуский, Ленинский, Новосергеевский, Новоспасский, Отважнеский, Северный, Ядринский сельсоветы.
Благовещенский горсовет - Белогорьевский сельсовет.
Благовещенский район - Волковский, Грибовский, Макаровский, Михайловский, Новопетровский, Новотроицкий, Сергеевский, Усть-Ивановский, Чигиринский сельсоветы.
Бурейский район - Алексеевский, Райчихинский, Успеновский сельсоветы, территория Виноградовского и Малиновского сельсоветов в 30-километровой зоне от границы.
Ивановский район - Березовский, Ивановский, Петропавловский, Успенский, Черемховский сельсоветы.
Константиновский район - Верхнеполтавский, Верхнетурейский, Зеньковский, Константиновский, Крестовоздвиженский, Коврижский, Нижнеполтавский, Новопетровский, Новотроицкий, Орловский, Семидомский сельсоветы.
Михайловский район - Поярковский поссовет, Винниковский, Воскресеновский, Димский, Дубовский, Зеленоборский, Ильиновский, Калининский, Коршуновский, Новочесноковский, Чесноковский сельсоветы.
Свободненский район - Гуранский, Загорно-Селитьбинский, Новостепановский, Петропавловский, Сычевкий, Талалинский сельсоветы.
Сковороднинский район - Албазинский, Джалиндинский, Игнашинский, Среднерейновский сельсоветы.
Тамбовский район - Гильчинский, Жариковский, Красненский, Куропатинский, Лермонтовский, Муравьевский, Николаевский, Раздольненский, Садовский, Толотовский сельсоветы.
Магдагачинский район - Ушумунский поссовет, Гудачинский, Кузнецовский, Толбузинский, Чалганский, Черняевский сельсоветы.
Шимановский район - Актайский, Нововоскресеновский, Новогеоргиевский, Саскалинский, Свободнотрудский, Симоновский, Ушаковский сельсоветы.
По данным администрации Амурской области, численность населения, проживающего в сельской местности и рабочих поселках приграничной 30-километровой зоны, составляет 10% от численности населения Амурской области.
<xi> Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1978 г. N 86-6 "О мерах по дальнейшему развитию экономики пограничных районов Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей" для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках приграничной 30-километровой зоны Еврейской автономной области Хабаровского края, установлен районный коэффициент 1,3.
<xii> На островах Северного Ледовитого океана и его морей применяется надбавка в размере - 100%.
<xiii> Постановлениями Совета Министров СССР от 8 декабря 1977 г. N 1067-347 и Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1978 г. N 86-6 для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в сельской местности и рабочих поселках 30-километровой приграничной зоны Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей, установлены повышенные районные коэффициенты.
<xiv> Территории поселковых и сельских администраций, расположенных в 30-километровой пограничной зоне.