<Письмо> Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5286-9-32
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 21 апреля 2009 г. N 01/5286-9-32
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет Рекомендации по применению технических регламентов на молоко, молочную, маслосодержащую и соковую продукцию при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей для использования в деятельности.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
20 апреля 2009 г. N 01/5273-9-34
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ
НА МОЛОКО, МОЛОЧНУЮ, МАСЛОСОДЕРЖАЩУЮ И СОКОВУЮ ПРОДУКЦИЮ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1. Общие положения
Настоящие Рекомендации предназначены для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов (далее - должностные лица Роспотребнадзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением требований:
- Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании");
- Федерального закона от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - ТР на молочную продукцию); вступил в силу 17 декабря 2008 года;
- Федерального закона от 24 июня 2008 года N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" (далее - ТР на масложировую продукцию); вступил в силу 29 декабря 2008 года;
- Федерального закона от 27 октября 2008 года N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (далее - ТР на соковую продукцию); вступает в силу 30 апреля 2009 года.
2. Объекты государственного контроля (надзора)
за соблюдением требований технических регламентов
2.1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (до момента признания его утратившим силу) и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с момента вступления его в силу) с учетом требований, установленных ФЗ "О техническом регулировании" (ст. 32 - 34; ст. 39; ст. 40) и соответствующими техническими регламентами.
2.2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР на молочную продукцию (ст. 28) изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом) осуществляется должностными лицами Роспотребнадзора в отношении:
1) процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки, предназначенных для употребления в пищу:
- на стадии приемки, ввода в эксплуатацию объектов производства молочной продукции;
- при проведении плановых и внеплановых проверок;
- при осуществлении контроля выполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
2) молока и продуктов его переработки на стадии их обращения в случае признания достоверности информации о несоответствии этих продуктов требованиям ТР на молочную продукцию на стадии их производства.
2.3. Государственный контроль (надзор) за соответствием масложировой продукции, процессов ее производства, хранения и перевозки требованиям ТР на масложировую продукцию проводится на стадии обращения такой продукции.
Не подлежат государственному контролю (надзору) процессы производства, хранения и перевозки масложировой продукции, изготовленной в личных подсобных хозяйствах и реализуемой на розничных рынках.
2.4. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР на соковую продукцию осуществляется в отношении:
1) соковой продукции из фруктов и (или) овощей (далее - соковая продукция) на стадии ее обращения;
2) процессов хранения, перевозки и реализации соковой продукции;
3) процессов производства соковой продукции путем проведения периодических плановых и внеплановых проверок эксплуатируемых объектов производства такой продукции.
Объектом технического регулирования, в отношении которого не применяется ТР на соковую продукцию, является соковая продукция, произведенная в домашних условиях и не предназначенная для реализации.
3. Основания проведения проверок соблюдения требований
технических регламентов
3.1. Соблюдение в процессе осуществления деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов должно являться предметом плановой проверки в обязательном порядке.
Вместе с тем получение Роспотребнадзором или его территориальным органом информации о несоответствии продукции, выпущенной в обращение, требованиям соответствующих технических регламентов будет являться основанием для проведения внеплановой проверки. Такая информация может поступить от:
1) изготовителя продукции;
2) продавца продукции;
3) лица, выполняющего функции иностранного изготовителя продукции;
4) граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
6) из средств массовой информации.
3.2. Полученную должностным лицом Роспотребнадзора или его территориального органа информацию следует оценить на предмет наличия фактов:
1) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
2) причинения вреда жизни, здоровью граждан;
3) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
4) наличия необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан.
3.3. При получении, в том числе в результате проведения плановых или внеплановых проверок, информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов следует обратить внимание на установленные статьей 37 ФЗ "О техническом регулировании" перечень действий и сроки передачи такой информации (см. Таблицу 1).
3.4. Несвоевременное представление информации в Роспотребнадзор и его территориальные органы сведений о несоответствии выпущенной в обращение продукции (молока и молочных продуктов, предназначенных для употребления в пищу, масложировой и соковой продукции) требованиям технических регламентов является основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Таблица 1. Передача информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов
4. Полномочия должностных лиц при проведении проверок
соблюдения требований технических регламентов
4.1. В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и при отсутствии необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан Роспотребнадзор и его территориальные органы в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.
Законодательством в области технического регулирования предусмотрено исполнение федеральными органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами следующих полномочий (см. таблицы 2 и 3).
Таблица 2. Общие полномочия, предусмотренные ФЗ "О техническом регулировании"
Таблица 3. Полномочия, прямо не указанные в ФЗ "О техническом регулировании", но предусмотренные техническими регламентами
4.2. В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда должностные лица Роспотребнадзора, руководствуясь пунктом 3 статьи 39 ФЗ "О техническом регулировании", вправе:
- выдать предписание о приостановке реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (см. пункт 7 настоящих Рекомендаций);
- проинформировать приобретателей через средства массовой информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.
В случае необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан и вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП, к действиям должностных лиц Роспотребнадзора при проведении административного расследования положения, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не применяются.
4.3. При проведении должностными лицами Роспотребнадзора действий по расследованию причин возникновения в результате потребления продукции, не соответствующей техническим регламентам, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений положения, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не применяются.
5. Порядок осуществления проверки документов,
подтверждающих соответствие продукции требованиям
технических регламентов
5.1. Документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям технических регламентов.
Молоко и молочная продукция. В соответствии со статьей 29 ТР на молочную продукцию, молоко и продукты его переработки, реализуемые на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям ТР на молочную продукцию в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Форму подтверждения соответствия выбирает изготовитель молочной продукции, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, или ее продавец.
Не подлежат обязательному подтверждению соответствия вторичное молочное сырье и побочные продукты переработки молока, не предназначенные для употребления в пищу.
Следует обратить внимание на то, что добровольное подтверждение соответствия молока и продуктов его переработки, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации не может заменить обязательное подтверждение их соответствия требованиям ТР на молочную продукцию.
Таким образом, любая молочная продукция, предназначенная для употребления в пищу и выпущенная в оборот, должна в обязательном порядке сопровождаться либо декларацией о соответствии, либо сертификатом соответствия требованиям ТР на молочную продукцию (или копиями указанных документов). Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.
Масложировая продукция. Общие правила обязательного подтверждения соответствия масложировой продукции требованиям соответствующего технического регламента аналогичны тем, которые установлены для молока и молочной продукции (см. выше). Однако обязательному подтверждению соответствия масложировая продукция подлежит без исключений, в том числе виды такой продукции, не предназначенные для употребления в пищу (глицерин натуральный и мыло хозяйственное).
Соковая продукция. Соковая продукция, не подлежащая государственной регистрации и выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным ТР на соковую продукцию, в форме обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии (часть 1 статьи 21 ТР на соковую продукцию).
Государственной регистрации подлежат новая соковая продукция, в соответствии с признаками, установленными частью 2 ст. 25 ТР на соковую продукцию, а также соковая продукция для детского питания. Государственная регистрация такой соковой продукции осуществляется Роспотребнадзором на этапе ее подготовки к производству или до ввоза такой продукции впервые на территорию Российской Федерации. О государственной регистрации выдается соответствующее свидетельство на весь срок производства и обращения указанной соковой продукции.
Таким образом, соковая продукция, находящаяся в обороте на территории Российской Федерации, должна сопровождаться одним из трех документов:
- декларацией о соответствии требованиям ТР на соковую продукцию;
- сертификатом соответствия требованиям ТР на соковую продукцию;
- свидетельством о государственной регистрации (только для новой соковой продукции или предназначенной для детского питания).
5.2. Порядок осуществления проверки информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.
5.2.1. При проведении проверки информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов должностным лицам, уполномоченным провести проверку, в первую очередь следует потребовать от продавца такой продукции предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), или их копии (ст. 34 ФЗ "О техническом регулировании", часть 2 ст. 17 ТР на молочную продукцию).
В целях идентификации продукции следует обращать внимание на:
- дату выпуска молока и молочной продукции, масложировой или соковой продукции в обращение;
- дату выдачи сертификата соответствия или декларации о соответствии на такую продукцию.
Не допускается нахождение в обращении без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям соответствующих технических регламентов:
- молока (сырое молоко и сырые сливки подлежат только декларированию соответствия) и молочной продукции, выпущенных в обращение с 17 декабря 2008 года;
- масложировой продукции, выпущенной в обращение с 29 декабря 2008 года;
- соковой продукции, выпущенной в обращение с 30 апреля 2009 года (кроме новой и (или) предназначенной для детского питания соковой продукции, которая должна иметь свидетельство о государственной регистрации).
5.2.2. По результатам проверки документов, которыми должно подтверждаться соответствие продукции требованиям технических регламентов, осуществляются следующие действия.
В случае установления факта отсутствия сертификата соответствия или декларации о соответствии при продаже продукции в отношении виновного лица следует вынести определение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4 КоАП, и проведении административного расследования. В целях обеспечения сохранности предметов административного правонарушения в качестве доказательств по делу следует принять меры к изъятию или аресту продукции в порядке, предусмотренном соответственно статьей 27.10 или 27.14 КоАП.
Кроме того, должностное лицо Роспотребнадзора, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в соответствии со статьей 26.10 КоАП вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, а именно о представлении отсутствующих на момент проверки документов, подтверждающих соответствие реализуемой продукции техническим регламентам. Такое определение вручается лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения.
В случае представления затребованных документов выявленное правонарушение следует переквалифицировать с части 2 статьи 14.4 КоАП на статью 14.15 КоАП, и составить протокол об административном правонарушении по факту отсутствия документов, подтверждающих безопасность реализуемой продукции, в месте ее реализации (нарушение пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55). При этом производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4 КоАП, в связи с отсутствием состава подлежит прекращению в установленном порядке, а изъятая или арестованная продукция возвращается ее владельцу.
В случае непредставления затребованных документов в установленный срок виновное лицо по данному факту подлежит административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 КоАП, в связи с чем составленный о данном правонарушении протокол следует незамедлительно направить мировому судье по месту совершения административного правонарушения.
Кроме того, должностное лицо Роспотребнадзора по результатам административного расследования получает основание для составления в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, продававшего продукцию без сертификатов их соответствия или декларации о соответствии требованиям технического регламента, протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4 КоАП, в связи с чем должно быть вынесено определение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 29.9 КоАП, о передаче указанного протокола с протоколами изъятия или ареста продукции и другими материалами дела федеральному судье по месту совершения правонарушения в целях наложения административного штрафа с конфискацией незаконно находящейся в обороте продукции.
Также следует обратить внимание на то, что частью 1 статьи 19.19 КоАП предусмотрена административная ответственность за уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора). Данное правонарушение состоит в умышленном (преднамеренном) неисполнении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, предписанных ему уполномоченным должностным лицом. При наличии соответствующих доказательств по данному факту (например, по факту уклонения от представления упоминаемых выше сертификата или декларации) материалы дела подлежат передаче в арбитражный суд. Санкция за совершение данного правонарушения предусматривает наложение административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения. В связи с этим к обнаруженной в незаконном обороте продукции следует применять меры обеспечения производства по делу в виде изъятия или ареста в обязательном порядке.
В целях пресечения дальнейшей реализации и поступления в оборот продукции без соответствующих сертификатов или деклараций должностным лицам Роспотребнадзора в обязательном порядке следует принимать меры:
- направленные на приостановление реализации такой продукции (см. пункт 7 настоящих Рекомендаций) и принудительный отзыв ее (см. пункт 8 настоящих Рекомендаций);
- по установлению изготовителя обнаруженной продукции, находящейся в незаконном обороте, либо обосновать в материалах проверки, почему вышеуказанные меры к изготовителю такой продукции не принимались.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" для проведения проверки в отношении изготовителя обнаруженной фальсифицированной продукции выносить распоряжение о проведении такой проверки не требуется, если в отношении продавца такой продукции уже проводится административное расследование (ст. 28.7 КоАП, часть 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
До дня вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ аналогичные проверки (мероприятия по контролю) проводятся на основании данных о возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, в связи с нахождением в обороте продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии требованиям технических регламентов, в том числе в отношении однородных товаров других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (абзац 4 части 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)").
Алгоритм действий по факту отсутствия сертификата
соответствия или декларации о соответствии продукции
требованиям технического регламента в месте ее продажи
5.2.3. В случае предъявления продавцом сертификатов соответствия или декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов должностному лицу, осуществляющему проверку, следует приступить к проведению оценки соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов путем ее идентификации.
5.3. Соотношение составов административных правонарушений и нарушений отдельных требований технических регламентов приведены в приложении к настоящим Рекомендациям.
6. Проведение идентификации продукции
6.1. Методические документы по обеспечению применения технических регламентов.
6.1.1. ТР на молочную продукцию:
1) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и осуществления оценки соответствия, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2008 N 955;
2) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.12.2008 N 67;
3) Приказ Роспотребнадзора от 08.12.2008 N 793 "О гигиеническом сертификате на молоко и молочную продукцию";
4) Перечень национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.10.2008 N 3468;
5) Распоряжение Правительства РФ от 15.12.2008 N 1866-р "Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технического регламента на молоко и молочную продукцию и осуществления оценки соответствия";
6) Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции МУ 4.1./4.2.2484-09, утвержденные руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 11.02.2009;
7) Письмо Роспотребнадзора от 28.01.2009 N 01/1077-9-32 "О реализации Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ" (вместе с "Рекомендациями по использованию основных понятий, установленных статьей 4 Федерального закона N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", для формирования наименований молока и молочной продукции изготовителями");
8) Письмо Роспотребнадзора от 14.01.2009 N 01/237-9-32 "Об организации контроля и надзора за выполнением обязательных требований, установленных Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", связанных с предупреждением действий, вводящих в заблуждение потребителей".
6.1.2. ТР на масложировую продукцию:
1) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент на масложировую продукцию" и осуществления оценки соответствия", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2008 N 1037;
2) Перечень национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.10.2008 N 3469;
3) Письмо Ростехрегулирования от 06.11.2008 N ГЭ-101-32/6284 "О сертификации молочной и масложировой продукции".
6.1.3. ТР на соковую продукцию:
Письмо Роспотребнадзора от 13.03.2009 N 01/3097-9-32 "О санитарно-эпидемиологических заключениях, свидетельствах о государственной регистрации на соковую продукцию".
6.2. Идентификация молока и молочной продукции.
Целями идентификации молока и продуктов его переработки, исходя из положений части 1 статьи 24 ТР на молочную продукцию, являются:
1) отнесение идентифицируемой продукции к сфере применения ТР на молочную продукцию в соответствии с частью 2 статьи 2 указанного технического регламента;
2) установление соответствия идентифицируемой продукции, в том числе ее наименований и идентификационных показателей, требованиям, установленным статьями 4 и 14 ТР на молочную продукцию;
3) установление соответствия идентифицируемой продукции сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, предоставленных продавцом.
Для достижения вышеуказанных целей статьей 25 ТР на молочную продукцию предусмотрены процедуры идентификации, в том числе:
1. Экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Если такая экспертиза проводится в целях установления соответствия конкретного продукта виду, конкретной партии, подтверждения однородности партии этого продукта, то такая экспертиза осуществляется посредством исследования сопроводительных документов на соответствие указанной в них информации:
- маркировке на потребительской упаковке и транспортной таре идентифицируемого продукта,
- внешнему виду идентифицируемого продукта и ее упаковки.
Данная процедура идентификации проводится должностным лицом, осуществляющим проверку, путем визуальной оценки представленных ему документов.
2. Исследования молочной продукции (конкретного продукта) в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), в том числе в случаях:
1) недостаточности или недостоверности информации, полученной при экспертизе документов;
2) при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки (в соответствии с частями 8 - 10 статьи 25 ТР на молочную продукцию).
Отбор образцов молочной продукции в целях проведения их исследований осуществляется должностным лицом управления Роспотребнадзора (в случае необходимости с привлечением специалиста) при обязательном составлении протокола отбора образцов в соответствии со статьей 26.5 ("Взятие проб и образцов") КоАП. Направление отобранных образцов продукции на исследование и оформление результатов проведенного исследования осуществляются в порядке, установленном статьей 26.4 ("Экспертиза") КоАП.
3. Экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт, и результатов исследования этого продукта.
В процессе идентификации молока и продуктов его переработки следует пользоваться сведениями, указанными в ТР на молочную продукцию:
- статьей 2 установлен перечень объектов технического регулирования ТР на молочную продукцию;
- статьей 4 определены признаки молока и продуктов его переработки;
- статьей 14 определены признаки продуктов детского питания;
- статьей 26 установлены показатели идентификации молока и продуктов его переработки.
Показатели идентификации молока и продуктов его переработки содержатся в приложениях N N 9 - 14 к ТР на молочную продукцию.
В ходе оценки идентификационных показателей могут использоваться описания молока и продуктов его переработки, содержащиеся в:
- нормативных документах федеральных органов исполнительной власти;
- международных стандартах;
- национальных стандартах;
- стандартах организаций;
- сопроводительных документах на эти продукты;
- договорах поставок на эти продукты;
- контрактах на эти продукты;
- спецификациях на эти продукты;
- информации на этикетках потребительских упаковок;
- других содержащих описание этих продуктов документах.
Показатели идентификации молока и продуктов его переработки, установленные в результате экспертизы документов, должны соответствовать данным о показателях идентификации образцов такой продукции, полученным по результатам их исследования. В случае установления должностным лицом, осуществляющим производство по делу, несовпадения этих данных, следует дать оценку наличию признаков фальсификации продукции.
Признаками фальсификации молока и продуктов его переработки, в соответствии с частью 2 статьи 24 ТР на молочную продукцию, являются:
1) несоответствие информации о продукции, содержащейся в сопровождающих ее документах и на этикетках, наименованиям и (или) показателям идентификации, установленным ТР на молочную продукцию;
2) недостоверность содержащейся в сопровождающих документах и на этикетках информации о продукции.
Указанные признаки могут быть установлены должностным лицом, осуществляющим проверку:
- при экспертизе сопроводительных документов на продукцию без проведения ее исследований;
- по результатам исследования образцов данной продукции, необходимого в целях подтверждения факта фальсификации продукции по показателям идентификации, установленным частью 8 статьи 25 ТР на молочную продукцию.
6.3. Идентификация масложировой продукции.
6.3.1. Проведение идентификации масложировой продукции для установления ее принадлежности к сфере действия ТР на масложировую продукцию осуществляется путем:
1) визуального сравнения наименования масложировой продукции, указанного на упаковке, с наименованием, установленным статьей 2 ТР на масложировую продукцию, - для продукции в потребительской упаковке;
2) визуального сравнения наименования масложировой продукции, указанного в документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, с наименованием, установленным статьей 2 ТР на масложировую продукцию, - для продукции в иной (не потребительской) упаковке;
3) визуального сравнения наименования масложировой продукции, указанного в информации изготовителя или продавца, с наименованием, установленным статьей 2 ТР на масложировую продукцию, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах, реализуемой не на розничном рынке.
6.3.2. Для идентификации продукции в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, должностное лицо Роспотребнадзора обязано убедиться, что идентифицируемая продукция соответствует признакам, установленным статьей 3 ТР на масложировую продукцию, а также информации, указанной в маркировке и (или) документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, или информации изготовителя или продавца, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах.
6.3.3. Для идентификации процессов производства, хранения и перевозки в целях их отнесения к сфере действия ТР на масложировую продукцию должностное лицо Роспотребнадзора обязано убедиться, что данные процессы обеспечивают производство, хранение и перевозку именно масложировой продукции, указанной в статье 2 ТР на масложировую продукцию, в соответствии с требованиями, установленными статьями 9 - 20 ТР на масложировую продукцию.
Установление соответствия процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции требованиям ТР на масложировую продукцию осуществляется путем обследования указанных процессов.
6.3.4. При проведении визуального контроля проверяются наличие маркировки масложировой продукции и ее соответствие требованиям ТР на масложировую продукцию.
При проведении инструментального контроля с помощью средств измерений устанавливается соответствие масложировой продукции требованиям ТР на масложировую продукцию путем отбора образцов для проведения исследований масложировой продукции как на месте проведения государственного контроля (надзора), так и вне его.
6.3.5. Изъятие образцов масложировой продукции для инструментального контроля осуществляется:
- с оформлением протокола о взятии образцов продукции в соответствии со статьей 26.5 КоАП;
- в количестве, не превышающем нормы, установленные утвержденными Правительством Российской Федерации правилами отбора образцов масложировой продукции для проведения исследований и измерений (в настоящее время такие правила Правительством Российской Федерации еще не утверждены).
Что касается оформления акта отбора образцов по установленной его форме (часть 8 статьи 25 ТР на масложировую продукцию), то данный документ по своему названию не относится к категории процессуальных документов, оформляемых в соответствии с требованиями КоАП. Очевидна, однако, важность не наименования подтверждающего отбор образцов продукции документа (акт или протокол), а именно документальное оформление факта отбора образцов продукции.
6.4. Идентификация соковой продукции.
Идентификация данной продукции осуществляется должностными лицами Роспотребнадзора для целей установления принадлежности соковой продукции к числу объектов технического регулирования, в отношении которых применяется ТР на соковую продукцию, путем сравнения наименований такой продукции, нанесенных на потребительские упаковки или указанных в товарно-сопроводительных документах, с предусмотренными статьей 4 ТР на соковую продукцию наименованиями видов соковой продукции. Данный способ идентификации осуществляется без проведения исследований с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
В целях установления фальсификации соковой продукции и ее несоответствия своему наименованию идентификация соковой продукции осуществляется путем совокупной оценки показателей (физико-химических, органолептических и других) образцов такой продукции, к которым относятся указанные в статье 4 ТР на соковую продукцию:
- признаки видов соковой продукции;
- наименования фруктов и (или) овощей, применяемых для производства соответствующей соковой продукции;
- содержание растворимых сухих веществ в соках, во фруктовых и (или) в овощных пюре;
- минимальная объемная доля сока и (или) фруктового и (или) овощного пюре во фруктовых и (или) в овощных нектарах, в морсах и (или) во фруктовых и (или) в овощных сокосодержащих напитках;
- сведения о возможных природных свойствах химического состава соков и фруктовых и (или) овощных пюре с учетом характерных для них сортовых, географических, климатических, сельскохозяйственных и технологических факторов.
В целях получения данных о физико-химических, органолептических и других показателях соковой продукции необходимо проведение исследований продукции, для чего отбор образцов соковой продукции, направление их соответствующему эксперту, оформление результатов исследования осуществляется в порядке, аналогичном порядку, указанному в пункте 6.1 настоящих Рекомендаций.
6.5. В случае подтверждения факта фальсификации обнаруженной в ходе проверки продукции материалы производства по данному делу вместе с протоколами о применении обеспечительных мер, протоколом взятия образцов продукции, заключением эксперта с приложенными к нему копиями протоколов проведения исследований подлежат передаче в правоохранительные органы в целях рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (см. пункт 9 настоящих Рекомендаций).
Указанные выше меры должностное лицо Роспотребнадзора принимает только в отношении физического лица, в действиях (бездействии) которого содержатся признаки преступления. В отношении юридического лица такие меры не принимаются.
Однако материалы проверки с доказательствами факта нахождения в обороте фальсифицированной продукции следует передать в суд в целях принудительного отзыва такой продукции с рынка (см. пункт 8 настоящих Рекомендаций).
В целях обеспечения принудительного отзыва фальсифицированной продукции с рынка должностными лицами Роспотребнадзора должны быть приняты меры по:
1) приостановлению производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки путем выдачи изготовителю и (или) продавцу соответствующего предписания в соответствии со статьей 18 ТР на молочную продукцию;
2) информированию потребителей о приостановлении производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки через средства массовой информации, а также с привлечением информационных ресурсов изготовителя и (или) продавца.
В целях обеспечения надлежащего применения вышеуказанных мер должностным лицам Роспотребнадзора в обязательном порядке следует принимать меры по установлению изготовителя обнаруженной фальсифицированной продукции либо обосновать в материалах проверки, почему вышеуказанные меры к изготовителю такой продукции не принимались.
Для проведения проверки в отношении изготовителя обнаруженной фальсифицированной продукции выносить распоряжение о проведении такой проверки со дня вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не требуется, если в отношении продавца такой продукции уже проводится административное расследование (ст. 28.7 КоАП, часть 3 статьи 1 вышеназванного Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Аналогичные проверки (мероприятия по контролю) до дня вступления в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проводятся на основании возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, в связи с нахождением в обороте фальсифицированной продукции, в том числе в отношении однородных товаров других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (абзац 4 части 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)").
7. Приостановление производства
и (или) реализации продукции, несоответствующей требованиям
технических регламентов
7.1. Принятие мер по приостановлению производства и (или) реализации продукции, несоответствующей требованиям технических регламентов, предусмотрено пунктом 3 статьи 38 и пунктом 3 статьи 39 Федерального закона "О техническом регулировании", а также статьей 18 ТР на молочную продукцию и статьей 27 ТР на соковую продукцию.
ТР на масложировую продукцию не устанавливает подобных правил. В связи с этим в случае обнаружения масложировой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента на нее, в действиях по обеспечению приостановления реализации такой продукции должностным лицам Роспотребнадзора следует руководствоваться общими правилами, установленными ФЗ "О техническом регулировании".
7.2. По общим правилам, установленным ФЗ "О техническом регулировании" заявитель в области обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (изготовитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя, продавец) обязан приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (пункт 2 статьи 28).
Пунктом 3 статьи 39 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда.
В случае же получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и отсутствии необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан должностным лицам Роспотребнадзора надлежит провести проверку достоверности полученной информации в возможно короткие сроки (см. пункт 4.1 настоящих Рекомендаций).
7.3. Некоторые особенности приостановления производства и реализации продукции предусмотрены статьей 18 ТР на молочную продукцию.
Приостановление производства и (или) реализации в отношении продуктов переработки молока осуществляется, если они:
- не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и требованиям ТР на молочную продукцию;
- и представляют угрозу здоровью или жизни граждан, их имуществу, окружающей среде.
Решение по приостановлению производства и (или) реализации таких продуктов принимают:
1) изготовители данных продуктов;
2) продавцы данных продуктов;
3) Роспотребнадзор и его территориальные органы;
4) суд.
Изготовители и продавцы продуктов переработки молока, не соответствующих установленным требованиям, могут самостоятельно приостановить производство и (или) реализацию таких продуктов. В соответствии со статьей 19 ТР на молочную продукцию не соответствующие его требованиям продукты подлежат утилизации. Утилизация осуществляется изготовителем или продавцом этих продуктов способом, согласованным с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (в т.ч. Роспотребнадзором) в порядке, установленном Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263.
Если указанные выше лица не принимают соответствующие меры своевременно, то приостановление применяется в административном порядке должностными лицами Роспотребнадзора. Основанием для применения таких мер является получение территориальным органом Роспотребнадзора информации о несоответствии продуктов переработки молока требованиям технического регламента при производстве и (или) нахождении в обороте такой продукции. Должностные лица Роспотребнадзора принимают решение о приостановлении производства и (или) реализации таких продуктов в форме предписания, выдаваемого их изготовителю или продавцу.
Следует обратить внимание на то, что выдача таких предписаний является правом должностных лиц Роспотребнадзора, но решение вопроса о приостановлении производства и (или) реализации должностные лица Роспотребнадзора вправе передать и на усмотрение суда.
Приостановление реализации продуктов переработки молока, несоответствующих требованиям технического регламента, осуществляется на срок, необходимый для получения протокола испытаний этих продуктов в аккредитованной испытательной лаборатории (центре). В связи с этим одновременно с выдачей предписания о приостановлении реализации продуктов решается вопрос о направлении образцов этих продуктов в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) в целях проведения испытаний этих продуктов. Срок, необходимый для получения протокола испытаний, одновременно является сроком приостановления реализации соответствующих продуктов переработки молока и должен быть указан в предписании. День получения протокола испытаний является последним днем действия предписания даже в том случае, если срок, указанный в предписании не истек. Если же указанный в предписании срок истек до получения протокола испытания, такой срок подлежит продлению.
После поступления протокола испытаний территориальный орган Роспотребнадзора, при наличии к тому оснований, принимает решение о принудительном отзыве продукции.
7.4. Статьей 27 ТР на соковую продукцию предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся изготовителем либо выполняющие функции иностранного изготовителя и осуществляющие производство, перевозку, хранение и реализацию соковой продукции, в случае установления ими несоответствия такой продукции требованиям ТР на соковую продукцию обязаны отозвать такую продукцию из обращения и принять меры по недопущению причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
В случае установления несоответствия такой продукции установленным требованиям должностные лица Роспотребнадзора обязаны принять меры по принудительному отзыву указанной продукции из обращения, а также недопущению причинения вреда жизни или здоровью граждан.
При этом территориальный орган Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве соковой продукции из фруктов и (или) овощей, не соответствующей требованиям, установленным ТР на соковую продукцию (см. пункт 8 настоящих Рекомендаций).
8. Принудительный отзыв продукции
8.1. Общие требования к исполнению функции по принудительному отзыву продукции изложены в статье 40 ФЗ "О техническом регулировании". Решение о принудительном отзыве продукции принимается в случаях:
1) невыполнения предписания о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда;
2) невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.
8.2. Отдельные требования к принудительному отзыву продукции изложены и в самих технических регламентах.
Исходя из содержания части 11 статьи 17 ТР на молочную продукцию принудительный отзыв продуктов переработки молока, не соответствующих установленным требованиям, территориальные органы Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве таких продуктов, если изготовитель или продавец этих продуктов не осуществил их отзыв самостоятельно.
В соответствии с частью 3 статьи 27 ТР на соковую продукцию решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве соковой продукции, не соответствующей требованиям указанного технического регламента, орган государственного контроля (надзора) вправе принимать в случаях:
1) невыполнения предписания об устранении нарушений требований, установленных ТР на соковую продукцию;
2) невозможности предотвращения причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений иными способами.
ТР на масложировую продукцию не предусматривает особенностей исполнения органом государственного контроля (надзора) функции по принудительному отзыву не соответствующей установленным требованиям масложировой продукции.
8.3. Решение о принудительном отзыве продукции является обоснованным, если результаты исследований (испытаний) образцов продукции подтверждают их несоответствие требованиям технических регламентов.
В состав передаваемых в суд материалов следует включить:
- собственно исковое заявление с обоснованием требования о принудительном отзыве продукции;
- предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда;
- материалы по результатам мероприятия по контролю, включая доказательства неисполнения предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда или невыполнение этой программы;
- другие доказательства, необходимые для обоснования требований истца.
В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом.
Принудительно отозванные решением суда продукты переработки молока подлежат утилизации на основании постановления федерального органа исполнительной власти об утилизации. Если такое постановление было вынесено территориальным органом Роспотребнадзора, то данный орган обязан осуществить контроль за утилизацией (пункт 3 статьи 19 ФЗ "О техническом регулировании").
В случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок исполнение решения суда осуществляется в принудительном порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". При этом Роспотребнадзор и его территориальные органы информируют приобретателей через средства массовой информации о принудительном отзыве продукции.
9. Нарушения требований технических регламентов, содержащие
признаки преступлений
При исполнении полномочий по привлечению виновных в совершении правонарушений в области технического регулирования лиц к ответственности, исходя из оценки наступивших последствий совершенного правонарушения, в обязательном порядке следует учитывать наличие оснований для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности.
Статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) такая ответственность предусмотрена в связи с фактами:
- производства, приобретения, хранения, перевозки в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере (т.е. в сумме, превышающей 250 000 рублей);
- тех же деяний, которые указаны выше, но в случаях, если они совершены организованной группой и (или) в особо крупном размере (т.е. в сумме, превышающей один миллион рублей).
В случае обнаружения продукции, находящейся в обороте и имеющей признаки, предусмотренные частью 1 статьи 171.1 УК РФ, должностному лицу Роспотребнадзора следует в обязательном порядке установить данные о стоимости такой продукции.
Статьей 238 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена в связи с фактами:
- производства, хранения или перевозки в целях сбыта либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерной выдачи или использования официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности (часть 1);
- деяний, которые указаны в части 1, но при этом если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет; повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека (часть 2);
- деяний, предусмотренных частями 1 или 2 указанной статьи, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц (часть 3).
В случае если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29.9 КоАП, должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания.
В данном случае важно обратить внимание на то, что вынесение вышеуказанного постановления возможно именно по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, но не ранее того. В связи с этим материалы дела, оформленные должностными лицами Роспотребнадзора и передаваемые в правоохранительные органы, должны содержать в себе только доказательства наличия в действиях (бездействии) того или иного физического лица признаков преступления, но доказывать его виновность в совершении преступления оснований и полномочий не имеется.
Приложение
к Рекомендациям по применению
технических регламентов на молоко,
молочную, маслосодержащую
и соковую продукцию
Таблица 1. Соотношение административных правонарушений и нарушений отдельных требований Технического регламента на молоко и молочную продукцию.
--------------------------------
<*> Требуется внесение соответствующих дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании в части соотношения санитарно-эпидемиологических требований с техническими регламентами.
Таблица 2. Соотношение административных правонарушений и нарушений отдельных требований Технического регламента на масложировую продукцию:
--------------------------------
<*> Требуется внесение соответствующих дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании в части соотношения санитарно-эпидемиологических требований с техническими регламентами.
<**> См. сноску <*>.
Таблица 3. Соотношение административных правонарушений и нарушений отдельных требований Технического регламента на соковую продукцию:
--------------------------------
<*> Требуется внесение соответствующих дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании в части соотношения санитарно-эпидемиологических требований с техническими регламентами.
<**> См. сноску <*>.