<Письмо> Рособрнадзора от 23.08.2011 N 10-382
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2011 г. N 10-382
В связи с поступающими обращениями по вопросу соблюдения работниками, привлекаемыми к проведению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), этических норм при работе с гражданами Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Частью 6 статьи 15 Закона также предусмотрено, что дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
В ходе проведения ЕГЭ задействовано большое число граждан, имеющих разный социальный статус, возраст, образовательный и профессиональный уровень, поэтому особенно важно обращать внимание на недопущение некорректного поведения по отношению к участникам ЕГЭ, их родителям, общественным наблюдателям и другим лицам, участвующим в подготовке и проведении экзаменов.
Профилактика нарушения прав и свобод указанных граждан при проведении ЕГЭ должна включать в себя мероприятия по обучению лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, этическим нормам поведения.
Подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 29 Закона предусмотрено, что подготовку лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
В связи с этим рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, разработать программы обучения членов государственных экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий, руководителей и организаторов пунктов проведения ЕГЭ и иных специалистов, непосредственно взаимодействующих с гражданами при подготовке и проведении экзаменов (далее - специалисты), этическим нормам поведения при проведении ЕГЭ.
Указанные программы должны быть основаны на следующих принципах:
выполнение специалистами своих обязанностей должно осуществляться в строгом соответствии законодательству Российской Федерации и определенными за ними полномочиями;
при назначении специалистов и определения их полномочий необходимо исключать возможность возникновения конфликта интересов;
недопустимо злоупотребление полномочиями, оказание предпочтения тем или иным гражданам;
при получении специалистами в ходе исполнения своих обязанностей доступа к персональным данным граждан необходимо исключить возможность их разглашения;
любые процедуры, в которые вовлечены граждане при подготовке и проведении ЕГЭ (например, подача заявлений на участие в ЕГЭ, аккредитация общественных наблюдателей, выдача пропусков на экзамен, непосредственно экзамен, подача и рассмотрение апелляций и др.), должны проходить в спокойной и доброжелательной обстановке;
при взаимодействии с гражданами недопустимо применение грубого, агрессивного стиля поведения, использования ненормативной лексики, акцентирование внимания на расовой, национальной, религиозной принадлежности гражданина и иных форм поведения, оскорбляющих личность и достоинство гражданина;
недопустимо оказание давления на граждан при принятии ими юридически значимых решений (например, на участника ЕГЭ при подаче им апелляции, на гражданина при подаче им заявления на аккредитацию в качестве общественного наблюдателя и др.);
при принятии специалистами (группой специалистов) юридически значимых решений (например, о допуске гражданина к ЕГЭ по уважительным причинам, при рассмотрении апелляции и др.) следует руководствоваться принципами гуманизма и целесообразности в той мере, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации.
В случае выявления некорректного поведения со стороны специалиста, конфликта интересов необходимо отстранить его от участия в проведении ЕГЭ и в дальнейшем к данной деятельности не привлекать.
Также рекомендуем организовать на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, раздел, посвященный отзывам граждан на работу специалистов при проведении ЕГЭ. Информация, размещаемая гражданами в данном разделе, позволит принимать решения как о проведении служебных расследований в отношении лиц, допустивших некорректное поведение при проведении ЕГЭ, так и о материальном стимулировании лиц, зарекомендовавших себя как корректных и профессиональных работников.
Руководитель
Л.Н.ГЛЕБОВА