<Письмо> Рособрнадзора от 29.02.2008 N 01-96/08-01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 29 февраля 2008 г. N 01-96/08-01
В целях научно-методического обеспечения государственной (итоговой) аттестации и контроля качества подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в 2008 году, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 и подпунктом 22.1 статьи 28, а также с учетом пункта 8.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет рекомендации по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ
Приложение 1
к письму Рособрнадзора
от 29.02.2008 N 01-96/08-01
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВИДАМ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИЮ В 2008 ГОДУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ)
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, С УЧАСТИЕМ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ КОМИССИЙ
Настоящие рекомендации разработаны на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в целях совершенствования организационного и научно-методического обеспечения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой экзаменационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования (далее - государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий).
Рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при разработке и издании нормативных правовых и распорядительных актов, инструктивно-методических документов, регламентирующих организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
В целях реализации полномочий в сфере образования, установленных законодательством Российской Федерации, на различных уровнях управления образованием осуществляются следующие виды работ по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий (далее - ТЭК).
1. Рособрнадзор:
организует сбор заявок от субъектов Российской Федерации на участие в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
организует разработку и отправку в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, тексты экзаменационных заданий для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по общеобразовательным предметам: русский язык, алгебра, геометрия, география, физика, биология, химия; а также инструктивные материалы для членов предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по оцениванию экзаменационных работ;
разрабатывает и направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, рекомендации по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
организует обучение региональных координаторов по проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и председателей предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по оцениванию экзаменационных работ;
осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования:
формирует по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения), и направляет в Рособрнадзор заявку на участие в проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК с указанием количества выбранных общеобразовательных предметов и обучающихся, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по каждому общеобразовательному предмету;
издает распорядительные акты об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, и перечня муниципальных образований и общеобразовательных учреждений, осуществляющих проведение государственной (итоговой) аттестации;
назначает регионального координатора по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, которые определяют с учетом рекомендаций Рособрнадзора порядок организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК на территории субъекта Российской Федерации, а также регламентируют порядок создания и организации работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК и территориальных конфликтных комиссий;
разрабатывает инструктивные и методические материалы, регулирующие процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и общеобразовательными учреждениями утверждает персональные составы и сроки работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по соответствующим общеобразовательным предметам (по согласованию с ТЭК), территориальной конфликтной комиссии;
обеспечивает условия для работы ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК, территориальных конфликтных комиссий;
утверждает с учетом рекомендаций Рособрнадзора сроки проведения экзаменов по соответствующим общеобразовательным предметам, а также дополнительные сроки проведения экзаменов для обучающихся, пропустивших по уважительным причинам сдачу экзамена в основной день, и для обучающихся, чьи результаты были аннулированы по решению территориальных конфликтных комиссий;
по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими полномочия в сфере образования, и общеобразовательными учреждениями издает распорядительный акт, которым определяет места расположения общеобразовательных учреждений, в которых будут расположены пункты проведения экзамена (далее - ОУ-ППЭ), назначает руководителей и организаторов ОУ-ППЭ и распределяет их по ОУ-ППЭ;
издает распорядительные акты и инструктивные документы, регламентирующие места хранения, условия конфиденциальности и информационной безопасности при тиражировании, пакетировании, хранении и доставке текстов экзаменационных заданий в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере образования, и ОУ-ПЭЭ, при шифровании экзаменационных работ, а также определяющие категории и перечни лиц, имеющих доступ к текстам экзаменационных заданий до момента проведения экзамена;
организует информирование органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, общеобразовательных учреждений, а также обучающихся и их родителей о принятых нормативных правовых, распорядительных и инструктивно-методических документах по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
организует обучение всех категорий организаторов: муниципальных координаторов в муниципальных образованиях, председателей и членов ТЭК, предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК и территориальных конфликтных комиссий, руководителей районных (городских) методических объединений, учителей по соответствующим общеобразовательным предметам, в том числе учителей, работающих в IX классах общеобразовательных учреждений, а также руководителей и организаторов ОУ-ППЭ;
организует тиражирование текстов экзаменационных заданий, пакетирование индивидуальных пакетов с текстами экзаменационных заданий для проведения экзаменов по соответствующим общеобразовательным предметам и передачу их в ОУ-ППЭ, а также доставку экзаменационных работ из ОУ-ППЭ в ТЭК <*>;
--------------------------------
<*> Указанные функции могут быть переданы по согласованию органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющим полномочия в сфере образования.
организует проведение экзаменов по общеобразовательным предметам в утвержденные сроки, включая проведение экзаменов в дополнительные сроки для обучающихся, пропустивших по уважительным причинам сдачу экзамена в основной день, и для обучающихся, чьи результаты были аннулированы по решению территориальных конфликтных комиссий;
организует своевременное информирование обучающихся об утвержденных ТЭК результатах государственной (итоговой) аттестации;
осуществляет анализ результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, готовит отчет по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации и представляет его в установленные сроки в Рособрнадзор.
3. Орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющий полномочия в сфере образования:
направляет специалистов для работы в ТЭК, предметных комиссиях (подкомиссиях) ТЭК, территориальных конфликтных комиссиях;
назначает муниципального координатора по проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
на основании списков обучающихся, полученных от общеобразовательных учреждений, формирует списки обучающихся для участия в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и организует их распределение по ОУ-ППЭ;
готовит материалы для отчета о результатах проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и передает их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
4. Общеобразовательное учреждение:
собирает заявки обучающихся на участие в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, формирует их список и направляет в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющий полномочия в сфере образования;
направляет работников общеобразовательного учреждения для работы в ОУ-ППЭ, в ТЭК, предметных комиссиях (подкомиссиях) ТЭК, территориальных конфликтных комиссиях.
Приложение 2
к письму Рособрнадзора
от 29.02.2008 N 01-96/08-01
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СОЗДАВАЕМОЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, создает территориальные экзаменационные комиссии (далее - ТЭК), которые осуществляют свою деятельность на основании утверждаемого Положения о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации.
Положение о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - Положение) разрабатывается на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и с учетом настоящих Рекомендаций. В Положении определяются цели, порядок формирования и структура ТЭК, ее полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы.
Структуру ТЭК, распределение полномочий и функций рекомендуется конкретизировать с учетом особенностей схемы проведения в субъекте Российской Федерации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
1. Общие положения
ТЭК создается в целях:
организации подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
обеспечения соблюдения прав обучающихся при проведении государственной (итоговой) аттестации.
ТЭК в своей работе руководствуется:
законодательством Российской Федерации;
нормативными правовыми актами Минобрнауки России, индивидуальными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
2. Состав и структура ТЭК
В состав ТЭК включаются, как правило, представители органа (органов) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, методисты методических кабинетов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования, в соотношении, обеспечивающем представительство всех заинтересованных сторон.
Количественный состав ТЭК рекомендуется устанавливать не более 20 человек.
Персональный состав ТЭК утверждается приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
ТЭК своим решением может создавать подкомиссии по общеобразовательным предметам (предметные). Функции, состав, полномочия, порядок организации деятельности и сроки работы подкомиссий определяются в Положении о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации или устанавливаются отдельными положениями о соответствующих подкомиссиях, утверждаемыми распорядительными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Состав и порядок работы ТЭК доводятся до сведения выпускников, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения), не позднее чем за 1 месяц до начала проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
3. Полномочия и функции ТЭК
3.1. ТЭК осуществляет деятельность в период подготовки, проведения и подведения итогов проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Срок полномочий ТЭК составляет один год. ТЭК прекращает свою деятельность с момента издания распорядительного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о создании ТЭК для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в следующем году.
3.2. ТЭК в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, выполняет следующие задачи:
организует и координирует работу по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
обеспечивает соблюдение единых требований к организации проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
обеспечивает соблюдение прав обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, проходящих государственную (итоговую) аттестацию;
организует информирование обучающихся, их родителей (законных представителей), общественности об условиях и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК, о правах и обязанностях обучающихся, о ходе и результатах проведения экзаменов.
3.3. В рамках подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, ТЭК проводит следующую работу:
согласует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, количество и место расположения общеобразовательных учреждений, в которых будут расположены пункты проведения экзаменов (далее - ОУ-ППЭ), в том числе для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных в труднодоступных и/или отдаленных местностях;
определяет категории лиц, из числа которых утверждаются руководители ОУ-ППЭ и состав организаторов по каждому общеобразовательному предмету, согласует предложения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, по их персональному составу;
по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, принимает решения о персональном составе, сроках и месте работы предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК;
направляет членов ТЭК в ОУ-ППЭ для осуществления контроля за соблюдением порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
организует шифрование экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
обеспечивает соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся;
оформляет и утверждает протоколы результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, а также направляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, для организации информирования обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, информацию о решениях территориальной конфликтной комиссии, деятельность которой регулируется отдельным Положением, о результатах рассмотрения апелляций;
осуществляет иные функции в соответствии с Положением о ТЭК.
3.4. ТЭК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, общеобразовательными учреждениями.
4. Полномочия председателя (заместителя председателя) и членов ТЭК
Руководство работой ТЭК осуществляют председатель и (или) его заместитель(и).
Председателем ТЭК может быть назначен руководитель (заместитель руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, руководитель (заместитель руководителя) органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющего полномочия в сфере образования.
Председатель ТЭК осуществляет общее руководство работой ТЭК, определяет график ее работы, распределение обязанностей между членами ТЭК, ведет заседания ТЭК, утверждает рабочую документацию, контролирует исполнение решений ТЭК.
Заместитель председателя ТЭК обеспечивает координацию работы членов ТЭК, готовит проекты документов, выносимых на рассмотрение ТЭК, осуществляет контроль за выполнением графика работы ТЭК, в отсутствие председателя заместитель председателя ТЭК выполняет его обязанности.
Председатель (заместитель председателя), члены ТЭК несут ответственность за соответствие деятельности ТЭК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.
Ответственный секретарь организует делопроизводство ТЭК и несет ответственность за его ведение и сохранность документов.
Член ТЭК вправе:
присутствовать при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в ОУ-ППЭ и контролировать порядок проведения экзамена;
информировать в рамках своих полномочий руководство ТЭК о ходе проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, и возникающих проблемах;
требовать в случае несогласия с решением, принятым ТЭК, внесения в протокол особого мнения или изложить его в письменной форме в заявлении на имя председателя ТЭК;
вносить предложения по совершенствованию организации работы ТЭК, условий проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в субъекте Российской Федерации.
Член ТЭК обязан:
участвовать в заседаниях ТЭК;
выполнять возложенные на него функции в соответствии с положением о ТЭК и решениями ТЭК;
соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
5. Организация работы ТЭК
ТЭК проводит свои заседания в соответствии с утвержденным графиком работы, в случае необходимости председателем (заместителем председателя) ТЭК может быть назначено внеочередное заседание ТЭК.
Решения ТЭК принимаются простым большинством голосов от утвержденного состава ТЭК. В случае равенства голосов председатель ТЭК имеет право решающего голоса.
Решения ТЭК по вопросам, отнесенным к ее компетенции, оформляются протоколами, которые подписываются председателем (заместителем председателя) и ответственным секретарем.
Решения ТЭК в рамках ее полномочий являются обязательными для всех организаций, общеобразовательных учреждений и лиц, участвующих в подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК. Организация исполнения решений ТЭК обеспечивается распорядительными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
По результатам работы ТЭК в текущем году готовится справка о проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в субъекте Российской Федерации, включающая сведения о составе участников, результатах экзаменов, имевших место проблемах. Справка подписывается председателем (заместителем председателя), секретарем ТЭК и направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.
Приложение 3
к письму Рособрнадзора
от 29.02.2008 N 01-96/08-01
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНЫХ
КОМИССИЙ (ПОДКОМИССИЙ) ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
КОМИССИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОЗДАВАЕМЫХ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предметные комиссии (подкомиссии) по общеобразовательным предметам территориальной экзаменационной комиссии (далее - территориальные предметные комиссии) создаются для оценивания экзаменационных работ при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий. Территориальные предметные комиссии осуществляют свою деятельность на основании положения о территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации и/или положения о территориальной предметной комиссии субъекта Российской Федерации, которые разрабатываются на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и с учетом настоящих рекомендаций и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
В целях обеспечения правовых основ деятельности территориальных предметных комиссий в положении рекомендуется определить цели, состав и структуру территориальной предметной комиссии, ее полномочия и функции, права, обязанности и ответственность ее членов, порядок организации работы.
1. Общие положения
Территориальные предметные комиссии создаются территориальными экзаменационными комиссиями (далее - ТЭК). Персональный состав и сроки работы территориальных предметных комиссий определяются решением ТЭК и утверждает распорядительным актом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
ТЭК организует работу территориальных предметных комиссий совместно:
с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования;
с образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения).
Территориальные предметные комиссии в своей работе руководствуются:
законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
положением о ТЭК и/или положением о территориальных предметных комиссиях, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования;
рекомендациями и инструкциями уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку экзаменационных заданий (далее - организация - разработчик экзаменационных заданий) по проверке и оцениванию экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования;
решениями ТЭК.
2. Структура и состав территориальной предметной комиссии
Территориальная предметная комиссия создается по каждому общеобразовательному предмету, по которому в субъекте Российской Федерации проводится государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
Численный состав территориальной предметной комиссии определяется, исходя из числа участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по соответствующему общеобразовательному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки экзаменационных работ.
В состав территориальной предметной комиссии входят председатель комиссии, заместитель(и) председателя и члены территориальной предметной комиссии.
В территориальную предметную комиссию включаются, как правило, педагогические работники общеобразовательных учреждений, методисты, преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по профилю территориальной предметной комиссии на паритетных началах.
3. Функции, полномочия и организация работы территориальной предметной комиссии
Территориальная предметная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
Территориальная предметная комиссия:
принимает к рассмотрению от ТЭК зашифрованные экзаменационные работы по соответствующему общеобразовательному предмету;
осуществляет проверку экзаменационных работ в соответствии с рекомендациями и инструкциями организации - разработчика экзаменационных заданий;
составляет и направляет в ТЭК протоколы результатов проверки экзаменационных работ;
составляет и направляет в ТЭК итоговый отчет о результатах работы территориальной предметной комиссии.
Территориальная предметная комиссия вправе:
готовить и передавать руководству ТЭК предложения по содержанию экзаменационных работ, требованиям и критериям оценивания ответов для направления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования;
готовить и передавать руководству ТЭК информацию о типичных ошибках в ответах участников государственной (итоговой) аттестации и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему общеобразовательному предмету для направления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования;
сообщать об обнаружении в экзаменационных работах некорректных заданий в ТЭК.
Территориальная предметная комиссия размещается в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
Делопроизводство территориальной предметной комиссии ведет ответственный секретарь.
4. Функции, права и обязанности председателя, заместителя председателя и членов территориальной предметной комиссии
Территориальную предметную комиссию возглавляет председатель, который организует ее работу и несет ответственность за своевременную и объективную проверку экзаменационных работ.
Председатель территориальной предметной комиссии в рамках своей компетенции подчиняется председателю и заместителю председателя ТЭК.
Заместитель председателя территориальной предметной комиссии подчиняется председателю территориальной предметной комиссии, в отсутствие председателя территориальной предметной комиссии выполняет его обязанности.
Функции председателя территориальной предметной комиссии:
подготовка предложений в ТЭК о персональном составе членов территориальной предметной комиссии, передаваемом на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования;
инструктаж членов территориальной предметной комиссии по порядку проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;
организация учета рабочего времени членов территориальной предметной комиссии, затраченного на проверку экзаменационных работ;
обеспечение своевременной проверки экзаменационных работ в соответствии с рекомендациями и инструкциями организации - разработчика экзаменационных заданий;
обеспечение режима хранения и информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, передача протоколов результатов проверки экзаменационных работ в ТЭК;
информирование руководства ТЭК о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций;
информирование руководства ТЭК об обнаружении некорректных заданий в экзаменационных работах;
участие в работе территориальной конфликтной комиссии по ее запросу;
подготовка и обсуждение с членами территориальной предметной комиссии итогового отчета о результатах работы территориальной предметной комиссии.
Председатель территориальной предметной комиссии вправе:
давать указания членам территориальной предметной комиссии в рамках своих полномочий;
отстранять по согласованию с ТЭК членов территориальной предметной комиссии от участия в работе территориальной предметной комиссии в случае возникновения проблемных ситуаций;
принимать по согласованию с руководством ТЭК решения по организации работы территориальной предметной комиссии в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы территориальной предметной комиссии.
Председатель территориальной предметной комиссии обязан:
добросовестно выполнять возложенные на него функции в соответствии с положением о ТЭК и/или положением о территориальной предметной комиссии;
соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ТЭК;
обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке и хранении экзаменационных работ, передаче результатов проверки в ТЭК;
своевременно информировать руководство ТЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ.
Член территориальной предметной комиссии (эксперт) вправе:
получать разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки экзаменационных работ, применения (использования) критериев оценивания выполнения экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы материалы и документы, обсуждать с председателем территориальной предметной комиссии процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;
требовать организации необходимых условий труда, согласовывать план-график работ;
принимать участие в обсуждении итогового отчета о работе территориальной предметной комиссии, вносить в него свои предложения.
Член территориальной предметной комиссии обязан:
объективно проверять экзаменационные работы в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации - разработчика экзаменационных заданий и оценивать их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий;
профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;
соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
информировать председателя территориальной предметной комиссии о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ;
незамедлительно информировать руководство ТЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности территориальной предметной комиссии.
5. Ответственность членов территориальной предметной комиссии
Член территориальной предметной комиссии может быть исключен из состава территориальной предметной комиссии в следующих случаях:
предоставления о себе недостоверных сведений;
утери подотчетных документов;
невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;
возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в текущем году).
Решение об исключении члена территориальной предметной комиссии из состава территориальной предметной комиссии принимается ТЭК на основании аргументированного представления председателя территориальной предметной комиссии.
Приложение 4
к письму Рособрнадзора
от 29.02.2008 N 01-96/08-01
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОНФЛИКТНОЙ КОМИССИИ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАССМАТРИВАЮЩЕЙ АПЕЛЛЯЦИИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, С УЧАСТИЕМ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, создает территориальные конфликтные комиссии в целях обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке экзаменационных работ в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии (далее - ТЭК), а также защиты прав обучающихся, участвующих в государственной (итоговой) аттестации.
Положение о территориальной конфликтной комиссии (далее - Положение) разрабатывается на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" с учетом настоящих Рекомендаций и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
В Положении рекомендуется определить полномочия и функции, порядок рассмотрения апелляций и организации работы территориальной конфликтной комиссии.
1. Общие положения
1.1. Территориальная конфликтная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
1.2. Территориальная конфликтная комиссия в своей деятельности руководствуется:
законодательством Российской Федерации;
нормативными правовыми актами Минобрнауки России, распорядительными актами Рособрнадзора по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации;
положением о территориальной конфликтной комиссии.
1.3. В своей работе территориальная конфликтная комиссия взаимодействует с ТЭК, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
2. Полномочия и функции территориальной конфликтной комиссии
2.1. Территориальная конфликтная комиссия в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК выполняет следующие функции:
информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о порядке работы территориальной конфликтной комиссии, сроках, месте приема и процедуре подачи и рассмотрения апелляций;
принимает и рассматривает апелляции участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
определяет соответствие процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК установленным требованиям;
определяет соответствие процедуры проверки и оценивания экзаменационных работ установленным требованиям;
принимает решение по результатам рассмотрения апелляции;
информирует обучающегося, подавшего апелляцию, или его родителей (законных представителей), а также ТЭК о принятом решении;
информирует ТЭК об обнаружении в экзаменационных материалах некорректных заданий.
2.2. В целях выполнения своих функций территориальная конфликтная комиссия в установленном порядке вправе:
запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационную работу обучающегося, протоколы результатов проверки экзаменационной работы обучающегося, подавшего апелляцию, сведения о лицах, присутствовавших в образовательном учреждении, в котором располагался пункт проведения экзамена (далее - ОУ-ППЭ), информацию о соблюдении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
привлекать к рассмотрению апелляций членов предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по соответствующим общеобразовательным предметам (далее - территориальные предметные комиссии) в случае возникновения спорных вопросов по оцениванию экзаменационных работ.
3. Состав и структура территориальной конфликтной комиссии
3.1. Состав территориальной конфликтной комиссии формируется и утверждается распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, из числа представителей:
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования;
органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования;
образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения);
образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
методистов методических кабинетов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования.
3.2. Территориальная конфликтная комиссия не может быть структурным подразделением ТЭК.
3.3. Работу территориальной конфликтной комиссии возглавляет председатель, который организует работу территориальной конфликтной комиссии, распределяет обязанности между членами территориальной конфликтной комиссии, осуществляет контроль за работой конфликтной территориальной конфликтной комиссии в соответствии с Положением. В отсутствие председателя территориальной конфликтной комиссии его функции выполняет его заместитель.
3.4. Председатель (заместители председателя) и члены территориальной конфликтной комиссии обязаны:
осуществлять своевременное и объективное рассмотрение апелляций в соответствии с Положением и требованиями нормативных правовых актов;
выполнять возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы;
своевременно информировать руководство ТЭК и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о возникающих проблемах или трудностях, которые могут привести к нарушению сроков рассмотрения апелляций;
соблюдать конфиденциальность и режим информационной безопасности;
соблюдать установленный порядок документооборота и хранения документов и материалов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель (заместитель председателя) и члены территориальной конфликтной комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Организация работы территориальной конфликтной комиссии
4.1. Решения территориальной конфликтной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава территориальной конфликтной комиссии при наличии кворума <*>. В случае равенства голосов председатель территориальной конфликтной комиссии имеет право решающего голоса.
--------------------------------
<*> Под кворумом в данном случае понимается участие в голосовании более половины членов Комиссии.
4.2. Решения территориальной конфликтной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами территориальной конфликтной комиссии.
Итоговые протоколы передаются в ТЭК и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, для внесения соответствующих изменений в протоколы результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и отчетную документацию.
4.3. Документами, подлежащими строгому учету, по основным видам работ территориальной конфликтной комиссии, которые хранятся в течение года, являются:
апелляция обучающегося;
журнал (листы) регистрации апелляций;
протоколы заседаний территориальной конфликтной комиссии;
заключения о результатах служебного расследования о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в ОУ-ППЭ (далее - заключение о результатах служебного расследования).
Делопроизводство территориальной конфликтной комиссии ведет ответственный секретарь.
5. Порядок подачи и рассмотрения апелляции
5.1. Право подачи апелляции имеют обучающиеся, участвовавшие в государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
5.2. Апелляцией признается аргументированное письменное заявление:
о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по общеобразовательному предмету в ОУ-ППЭ, при этом под нарушением процедуры понимаются любые отступления от установленных требований к процедурам проведения экзаменов в ОУ-ППЭ, которые могли оказать существенное негативное влияние на качество выполнения экзаменационных работ обучающимися;
о несогласии с выставленными баллами (отметкой).
5.3. Апелляция не принимается:
по вопросам содержания и структуры экзаменационных материалов по общеобразовательным предметам;
по вопросам, связанным с нарушением обучающимся правил по выполнению экзаменационной работы.
5.4. Сроки и место приема апелляций устанавливаются в Положении, исходя из необходимости обеспечения соблюдения прав обучающихся и учета особенностей организации работы территориальной конфликтной комиссии, обусловленных организационно-территориальной схемой проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в субъекте Российской Федерации.
5.5. Апелляция о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации подается обучающимся непосредственно в день проведения экзамена до выхода из ОУ-ППЭ руководителю ОУ-ППЭ. В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушениях процедуры проведения экзаменов руководителем ОУ-ППЭ создается комиссия и организуется проведение служебного расследования. Результаты служебного расследования оформляются в форме заключения указанной комиссии, которое вместе с апелляцией передается в территориальную конфликтную комиссию.
5.6. Апелляция о несогласии с выставленными баллами (отметкой) подается в территориальную конфликтную комиссию либо руководителю того общеобразовательного учреждения, в котором обучающийся ознакомился с официальными результатами экзамена. Руководитель общеобразовательного учреждения, принявший апелляцию, должен сразу же передать ее текст в территориальную конфликтную комиссию.
Рекомендуемый срок завершения приема апелляций о несогласии с выставленными баллами (отметкой) после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними обучающихся составляет три дня.
5.7. Апелляция, как правило, рассматривается в течение трех дней после ее подачи.
5.8. Обучающийся имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С обучающимся в случае, если он является несовершеннолетним (до 18 лет) и не признан в соответствии с законодательством полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей).
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность.
5.9. Председатель (заместитель председателя) и члены территориальной конфликтной комиссии не вправе отказать обучающемуся и его законному представителю присутствовать при рассмотрении апелляции.
5.10. Рассмотрение апелляции следует проводить в спокойной и доброжелательной обстановке. Обучающемуся, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями и критериями. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой.
5.11. При рассмотрении апелляции о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК территориальной конфликтной комиссии исследует материалы служебного расследования (заключение комиссии, организованной по инициативе руководителя ОУ-ППЭ, с приложением документов и материалов, собранных в рамках служебного расследования), устанавливает, могли ли повлиять допущенные нарушения на качество выполнения экзаменационной работы, и выносит одно из решений:
об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК не подтвердились и/или не повлияли на результат выполнения экзаменационной работы;
об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК подтвердились и повлияли на качество выполнения экзаменационной работы.
В последнем случае результат проведения государственной (итоговой) аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции передается в ТЭК для реализации решения территориальной конфликтной комиссии. Обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему общеобразовательному предмету в дополнительные сроки, которые устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Форма сдачи экзамена в дополнительные сроки также определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
5.12. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметкой) территориальной конфликтной комиссии запрашивает у ТЭК:
экзаменационную работу обучающегося;
протоколы результатов проверки экзаменационной работы обучающегося территориальной предметной комиссией по соответствующему общеобразовательному предмету.
При рассмотрении апелляции обучающемуся предъявляется экзаменационная работа, которую он выполнял. Обучающийся должен подтвердить, что ему предъявлена его экзаменационная работа (удостоверить своей подписью в протоколе рассмотрения апелляции).
В случае возникновения спорных вопросов по оценке ответов на задания территориальная конфликтная комиссия устанавливает соответствие ответов обучающегося критериям оценивания, согласно которым производилась проверка ответов на задания. В этом случае к рассмотрению апелляции могут привлекаться члены территориальной предметной комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету и другие эксперты.
По результату рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметкой) территориальная конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции либо об удовлетворении апелляции.
Данная информация передается территориальной конфликтной комиссии в ТЭК для внесения соответствующих изменений в протоколы о результатах государственной (итоговой) аттестации. Измененные протоколы о результатах государственной (итоговой) аттестации являются основанием для аннулирования ранее выставленных баллов обучающегося и выставления новых (баллы могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).