<Письмо> Рособрнадзора от 11.06.2004 N 01-17/05-01
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 11 июня 2004 г. N 01-17/05-01
О ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО
И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с многочисленными обращениями в Минобразование России, а в настоящее время - в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее - Федеральная служба) граждан, руководителей образовательных учреждений, представителей государственных органов исполнительной власти по вопросам применения дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) Федеральная служба сообщает следующее.
Согласно п. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 11-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон) "...Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии для всех форм получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием;". В настоящее время такой порядок установлен Методикой применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (далее - Методика), утвержденной Приказом Минобразования России от 18.12.2002 N 4452 (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2002 N 4071).
Методика не устанавливает необходимости получения специальной лицензии или какого-либо иного разрешительного документа государственного органа управления образованием на применение ДОТ.
Вместе с тем при прохождении очередной лицензионной экспертизы образовательное учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ с применением ДОТ в частичном или полном объеме, имеет возможность представить в лицензирующий орган для экспертизы вышеуказанных программ взамен обычного комплекта документов документы из перечня, утвержденного Приказом Минобразования России от 26.08.2003 N 3387 "Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме". Объем требований, предъявляемых к такому образовательному учреждению, определен Временными требованиями, предъявляемыми к образовательным учреждениям среднего, высшего и дополнительного профессионального образования при проведении лицензионной экспертизы и проверки их готовности к реализации образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий, утвержденными Минобразованием России 20.02.2004.
Выдаваемая в результате проведения экспертизы лицензия не должна содержать указаний о применении образовательным учреждением ДОТ.
Согласно п. 16 Методики образовательные учреждения, реализующие одну или несколько образовательных программ с использованием ДОТ в полном объеме, могут обратиться в Федеральную службу с заявлением о проведении проверки такой готовности.
В соответствии с п. 4 Закона при подтверждении федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (Федеральной службой) готовности образовательного учреждения реализовывать в филиалах образовательные программы с использованием ДОТ в полном объеме эти филиалы получают право проходить аттестацию в составе данного образовательного учреждения.
Следует отметить, что таким образовательным учреждениям решением лицензирующего органа может быть изменена в лицензии предельная численность контингента обучающихся.
Необходимо также учитывать, что в конце оборотной стороны приложения к диплому для выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, освоивших образовательную программу с использованием дистанционного обучения в полном объеме, делается запись: "Образовательная программа освоена посредством дистанционных образовательных технологий." (Постановление Госкомвуза России от 10.04.1996 N 6, Приказ Минобразования России от 17.03.2003 N 1011).
Следует обратить особое внимание на то, что согласно п. 1 Временных требований "При реализации образовательных программ в очной форме обучения с использованием ДОТ образовательное учреждение обязано обеспечить полный объем аудиторной нагрузки в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования или требованиями к программам соответствующего дополнительного профессионального образования". При этом очная форма обучения может быть организована исключительно на базе образовательного учреждения или его филиала.
Несмотря на то, что вопросы создания и функционирования представительств вузов достаточно полно изложены в нормативных документах, в т.ч. в письме Минобразования России от 16.09.2002 N 24-55-236(288)/10 "О нарушении законодательства Российской Федерации в организации и деятельности представительств вузов", продолжаются многочисленные нарушения в этой области.
В ряде случаев нарушения обосновываются применением ДОТ. Среди таких нарушений наиболее распространенными являются следующие:
ведется обучение в очной и очно-заочной формах получения образования;
в заочной форме обучения ведутся систематические занятия, а не только консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся.
При выявлении подобных нарушений Федеральная служба будет принимать решение о приостановлении действия лицензии образовательного учреждения.
Информация о нормативных документах, регламентирующих использование ДОТ в учебном процессе, представлена по адресу Минобразования России: www.ed.gov.ru.
В.А.БОЛОТОВ