Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Рособрнадзора от 08.09.2025 N 01-153/08-01

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 8 сентября 2025 г. N 01-153/08-01

ОБ ИСТРЕБОВАНИИ

ДОКУМЕНТОВ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ

(НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) на основании пункта 5.32 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 885, информирует.

В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования (далее - государственный контроль (надзор) в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).

С учетом норм части 5 статьи 93 Федерального закона N 273-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 (далее - Положение).

На основании положений Федерального закона N 248-ФЗ в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий, обязательного профилактического визита может осуществляться такое контрольное (надзорное) действие, как истребование документов.

Под истребованием документов понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации (часть 1 статьи 80 Федерального закона N 248-ФЗ).

Согласно нормам пунктов 23(3), 31, 42 Положения должностное лицо, уполномоченное на проведение обязательного профилактического визита, контрольного (надзорного) мероприятия, вправе направлять контролируемому лицу требование о представлении документов (копий документов), необходимых и (или) имеющих значение для оценки уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также иных носителей информации с предоставлением доступа к ним (за исключением материалов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа в сфере образования и (или) размещенных на официальном сайте контролируемого лица в сети "Интернет"), с указанием срока представления контролируемым лицом истребуемых документов и материалов, который не может быть менее 2 рабочих дней.

В соответствии с пунктом 62 Положения контрольный (надзорный) орган в сфере образования при наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) проводит сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных:

данные мониторинга системы образования;

сведения из Единого государственного реестра недвижимости;

сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

сведения о наличии (отсутствии) лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при реализации образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

сведения из федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

сведения из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";

сведения из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;

информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет".

Частью 5 статьи 80 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления контрольного (надзорного) органа о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.

Кроме того, согласно статье 37 Федерального закона N 248-ФЗ инспектор не вправе в том числе:

- оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа;

- требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

- требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Учитывая вышеизложенное, контрольным (надзорным) органам в сфере образования категорически запрещается требовать от организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представления документов, информации, сведений, которые:

- размещены в сети "Интернет", в том числе на официальном сайте;

- содержатся в государственных (региональных) информационных системах и к которым доступ контрольных (надзорных) органов в сфере образования не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- были ранее представлены организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или имеются в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Отдельно Рособрнадзор обращает внимание, что с учетом положений части 4 статьи 29, частей 6.1, 6.2 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация вправе не предоставлять организациям, государственным органам и органам местного самоуправления информацию и документы при отсутствии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аналогичная позиция была отражена в письме Министерства просвещения Российской Федерации от 29.04.2025 N СК-633/02 "О направлении запросов", в котором также указана возможность согласования необходимости подготовки и направления ответов на запросы, поступающие из федеральных органов исполнительной власти и иных органов и организаций, с Минпросвещения России.

Одновременно информируем, о необходимости соблюдения положений статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ, согласно которым не допускается возложение на педагогических работников работы, не предусмотренной частями 6 и 9 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в перечни документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации соответствующих образовательных программ.

Данные меры позволят снизить документационную и бюрократическую нагрузку как на образовательные организации, так и на педагогических работников, а также оптимизировать рабочее время педагогов.

Рособрнадзор сообщает о необходимости доведения указанной информации до всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе их учредителей и педагогических коллективов), расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Дополнительно информируем, что в связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 N 1955 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в пункт 11(3) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", сняты ограничения на проведение проверок в отношении деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Рособрнадзором сформирован проект ежегодного плана проведения проверок деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации на 2026 год.

В рамках проведения плановых проверок в 2026 году в отношении органов государственной власти субъекта Российской Федерации Рособрнадзором будет уделено особое внимание вопросам организации мероприятий по исполнению положений Федерального закона N 273-ФЗ в части бюрократической нагрузки на образовательные организации и их педагогических работников.

Рособрнадзор также сообщает о необходимости при проведении плановых проверок в отношении деятельности органов местного самоуправления включения в перечень вопросов, подлежащих проверке, соблюдение норм законодательства Российской Федерации в части бюрократической нагрузки на образовательные организации и их педагогических работников, в том числе в части информирования должностных лиц органов местного самоуправления о неукоснительном соблюдении вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.

А.А.МУЗАЕВ

Другие документы по теме
<О проектировании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений>
"О товарном знаке "Pulcut" рег. N 974828"
Ошибка на сайте