<Письмо> Роснедвижимости от 05.12.2006 N ММ/0938
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
ПИСЬМО
от 5 декабря 2006 г. N ММ/0938
О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 НОЯБРЯ 2006 ГОДА N 689
В связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости разъясняет.
1. После вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле" утрачивает силу Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 N 833 "О государственном земельном контроле".
2. В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 (далее - Положение), государственный земельный контроль состоит из двух составляющих: контроля за землей как объектом гражданских прав; контроля за землей как природным объектом и природным ресурсом, представляющего собой часть экологического контроля.
Государственный земельный контроль на территории Российской Федерации в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Государственный земельный контроль за землей как природным объектом и природным ресурсом в установленной сфере деятельности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.
3. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
- выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
- порядка переуступки права пользования землей;
- выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению;
- выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
- порядка предоставления сведений о состоянии земель;
- исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
- выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
4. В соответствии с пунктом 6 Положения государственными инспекторами по использованию и охране земель являются только должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, осуществляющие государственный земельный контроль.
Исходя из полномочий, установленных Положением, государственные инспектора по использованию и охране земель вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России):
- статьей 7.1 КоАП России - самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
- частью 1 статьи 7.2 КоАП России - уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
- статьей 7.10 КоАП России - в части самовольной переуступки права пользования землей, а равно самовольного обмена земельного участка;
- статьей 8.5 КоАП России - в части сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии земель;
- статьей 8.7 КоАП России - в части невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- статьей 8.8 КоАП России - в части использования земель не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом;
- частью 1 статьи 19.4 КоАП России - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
- частью 1 статьи 19.5 КоАП России - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
- статьей 19.6 КоАП России - непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- статьей 19.7 КоАП России - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде;
- частью 1 статьи 20.25 КоАП России - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП России.
5. Материалы по возбужденным до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле" делам об административных правонарушениях по статье 8.6 КоАП России следует направить по подведомственности в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному контролю.
6. В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Положения государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства выдаются в случае выявления следующих нарушений требований земельного законодательства:
- использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации), если отсутствует возможность привлечения правонарушителя по статье 7.1 КоАП России;
- использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации);
- невыполнение требований по сохранности межевых знаков границ земельных участков (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В остальных случаях предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства выдаются одновременно с вынесением постановления о назначении административного наказания.
В случаях, предусмотренных статьей 54 Земельного кодекса Российской Федерации, одновременно с наложением административного взыскания должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение с уведомлением об этом соответствующих органов, осуществляющих предоставление земельных участков (бланк прилагается).
7. В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Положения главные государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители вправе вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.
Следует отметить, что проведение проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по изданию актов, касающихся вопросов земельных отношений, не допускается.
8. Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами (ежеквартальными), утверждаемыми главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель, на основании распоряжений главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации, городов, районов и их заместителей.
Планы проверок должны содержать сведения о конкретных земельных участках и их правообладателях.
В случаях, установленных пунктом 1 статьи 28.1 КоАП России и пунктом 12 Положения, проводятся внеплановые проверки на основании распоряжений главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации, городов, районов и их заместителей, за исключением случаев непосредственного обнаружения государственным инспектором по использованию и охране земель достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
9. Методические рекомендации по порядку осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, направленные в Управления Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации письмом от 25.07.2005 N ММ/0650, и Приказ Роснедвижимости от 31.12.2004 N П/123 "Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля" до внесения в них соответствующих изменений и дополнений действуют в части, не противоречащей Положению.
10. Отчетность по государственному земельному контролю за 2006 год представляется по ранее утвержденным формам.
11. Персональная ответственность за надлежащее исполнение функций по осуществлению государственного земельного контроля на территории субъектов Российской Федерации возлагается на соответствующих руководителей Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.
Руководитель
Роснедвижимости
главный государственный инспектор
Российской Федерации
по использованию и охране земель
М.В.МИШУСТИН
Приложение
Примечание. Настоящее предупреждение составлено в трех экземплярах. Один экземпляр вручается гражданину (индивидуальному предпринимателю) или представителю организации, в отношении которого оно вынесено, либо подлежит направлению указанным лицам по почте с уведомлением. Второй экземпляр направляется почтой с уведомлением о вручении государственному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, предоставившему земельный участок, либо их правопреемникам. Третий экземпляр хранится в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе, внесших настоящее предупреждение.