<Письмо> Роснедр от 01.08.2017 N СА-04-30/10154
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 1 августа 2017 г. N СА-04-30/10154
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
ОСВОЕНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ (РАНЕЕ НАРУШЕННЫХ ДОБЫЧЕЙ) ОБЪЕКТОВ
РОССЫПНОГО ЗОЛОТА
В целях обеспечения непрерывности производственного цикла разработки техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота и совершенствования системы государственного регулирования освоения данных объектов Федеральное агентство по недропользованию сообщает следующее.
К техногенным (ранее нарушенным добычей) относятся объекты, образованные во время добычи россыпного золота, которые не содержат запасы золота, учитываемые государственным балансом.
Процесс геологоразведочных работ на техногенных (ранее нарушенных добычей) объектах россыпного золота должен определяться индивидуальными особенностями каждого объекта недропользования ввиду их сложного геологического строения, в связи с чем их изучение возможно осуществлять путем опытно-промышленной отработки (далее - ОПР) (приложение N 1).
В связи с этим, с учетом положений ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации "О недрах"), пользователи недр по лицензиям на разведку и добычу (БЭ) или геологическое изучение, разведку и добычу (БР) техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота вправе осуществлять проведение геологоразведочных работ на участке недр в соответствии с проектом опытно-промышленной разработки объекта (далее - проект ОПР).
Указанная проектная документация подготавливается пользователем недр с учетом требований ст. 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 и приказа Минприроды России от 25.06.2010 N 218, с учетом особенностей, предусмотренных приложением N 2.
Согласование проектной документации осуществляется территориальной комиссией по разработке объектов полезных ископаемых в срок, не превышающий 30 дней. При этом в соответствии с п. 3 Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр, утвержденному приказом Минприроды России от 23.09.2016 N 490, проект ОПР не подлежит экспертизе, предусмотренной ч. 4 ст. 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
С целью комплексного рассмотрения проектной документации на разработку техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота территориальным органам Роснедр рекомендуется включать в состав комиссии представителей территориальных отделений ФБУ "Росгеолэкспертиза" и территориальных фондов геологической информации.
На основании проекта ОПР пользователем недр проводится комплекс геологоразведочных работ, совмещенных с извлечением полезного ископаемого из техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота, при условии наличия согласованных территориальным органом Ростехнадзора планов и схем развития горных работ.
При этом государственная экспертиза запасов полезных ископаемых может проводиться на любой стадии геологического изучения объекта как до, так и после утверждения вышеуказанного проекта ОПР, но не позднее завершения календарного года. Подготовка материалов для представления на государственную экспертизу осуществляется на основании имевшейся и полученной по результатам опытно-промышленной разработки объекта геологической информации о недрах в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации "О недрах", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 и приказом Минприроды России от 23.05.2011 N 378, с учетом особенностей, предусмотренных приложением N 3.
При этом пользователь недр вправе либо ежегодно оперативно оценивать запасы по результатам работ за год на локальном участке, либо оценить запасы в целом по площади планируемых добычных работ с целью их последующей отработки по проекту ОПР, подготовленному и согласованному в общем порядке.
Государственная экспертиза запасов осуществляется территориальной комиссией по запасам в срок, не превышающий 30 дней.
В последующем недропользователем в установленном порядке представляется государственная отчетность (в т.ч. формы 5-гр, 2-лс) с отражением информации о поставленных на государственный баланс и погашенных запасах полезных ископаемых.
Вышеуказанные рекомендации по подготовке проектов ОПР и подготовке материалов оперативного подсчета запасов и проведения экспертизы запасов на техногенных (ранее нарушенных добычей) объектах россыпного золота действуют до 31.12.2018.
Заместитель Руководителя
С.А.АКСЕНОВ
Приложение N 1
СХЕМА
УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ
НА ОБЪЕКТАХ, РАНЕЕ НАРУШЕННЫХ ДОБЫЧЕЙ
--------------------------------
<*> Примечание: подготовка материалов по подсчету запасов полезных ископаемых на участке недр может осуществляться как на основании камеральной оценки по результатам имеющейся геологической информации и отчетности прошлых лет, так и по результатам проведенных на участке недр полевых работ, в т.ч. связанных с извлечением полезных ископаемых.
Приложение N 2
ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ РАЗРАБОТКИ
ТЕХНОГЕННЫХ (РАНЕЕ НАРУШЕННЫХ ДОБЫЧЕЙ) ОБЪЕКТОВ
РОССЫПНОГО ЗОЛОТА
Настоящие временные рекомендации предусматривают порядок подготовки, рассмотрения и согласования проекта на проведение опытно-промышленной разработки (ОПР) техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота.
Проведение ОПР осуществляется по проекту, согласованному в порядке, предусмотренном ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118.
Подготовка проекта ОПР должна осуществляться в соответствии с Требованиями к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденные приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 N 218. При этом наполнение отдельных разделов проектной документации осуществляется исходя из фактической необходимости проведения тех или иных работ, связанных с проведением ОПР.
Кроме того, при подготовке проектной документации должны быть учтены следующие требования.
В графической части проекта приводятся сведения о наличии золота в техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота, которые предполагается оценить и извлечь в рамках ОПР. На геологической основе должны быть показаны контуры предполагаемых вскрышных и добычных работ. Дополнительно при их наличии должны быть показаны гале-эфельные отвалы, недоработанные приплотиковые и прибортовые целики, ненарушенные безрудные рыхлые и скальные породы и т.п.
По каждому участку (блоку) предполагаемой ОПР определяется:
- объем горной массы, среднее содержание и предполагаемое общее количество золота;
- объем вскрыши (при наличии);
- объем необходимых горно-подготовительных работ.
Количество золота, предполагаемое на участке (блоке) может быть оценено как технологические потери, образовавшиеся в результате отработки целиковых запасов и установленные по данным государственной статистической отчетности или на основании расчета потерь золота с отвальными продуктами (галей и эфелями) на применявшихся для отработки целиковой россыпи конкретных промывочных приборах в зависимости от конструкции прибора, промывистости песков, гранулометрии золота, технологии работ и других факторов.
При отсутствии (или неполноте) государственной отчетности по отработке первичной (целиковой) россыпи золота возможно проведение оценки количества золота методом аналогии: на основе результатов отработки, расположенных вблизи аналогичных объектов, либо объектов, находящихся в сходных условиях в соседних золотороссыпных районах.
В технико-экономической части проекта приводятся необходимые сведения по показателям работы предприятия (себестоимость вскрыши, транспортировки, добычи и промывки горной массы и т.п.).
Помимо вышеперечисленных требований, в тексте проекта ОПР либо графических приложениях к нему следует подтвердить следующую информацию:
- проведение ОПР планируется исключительно в пределах техногенного (ранее нарушенного добычей) объекта россыпного золота;
- генеральную схему освоения объектов лицензионного участка в графическом и текстовом виде.
Подготовленный проект ОПР представляется на согласование в установленном порядке в территориальную комиссию по разработке месторождений полезных ископаемых.
Извлеченное при проведении ОПР полезное ископаемое подлежит реализации в установленном порядке.
Приложение N 3
ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ ОПЕРАТИВНОГО ПОДСЧЕТА ЗАПАСОВ
И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАПАСОВ РОССЫПНОГО ЗОЛОТА
ТЕХНОГЕННЫХ (РАНЕЕ НАРУШЕННЫХ ДОБЫЧЕЙ) ОБЪЕКТОВ
Настоящие временные рекомендации предусматривают упрощенный порядок подготовки материалов оперативного подсчета запасов россыпного золота и проведения государственной экспертизы запасов техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов в ходе проведения или по завершении работ, предусмотренных проектом опытно-промышленной разработки (ОПР).
Недропользователь на основе геолого-маркшейдерского учета подсчитывает запасы полезных ископаемых на техногенном (ранее нарушенном добычей) объекте. На основании полученных при проведении ОПР данных может осуществляться подсчет запасов россыпного золота на всем техногенном (ранее нарушенном добычей) объекте или его части с учетом соответствующего обоснования.
Определение балансовой принадлежности запасов проводится по действующим районным кондициям по параметру (минимально промышленное содержание), корректировка которого, в случае необходимости, обосновывается укрупненными технико-экономическими расчетами.
Материалы оперативного подсчета запасов россыпного золота техногенного (ранее нарушенного добычей) объекта оформляются в виде краткого отчета. При составлении отчета рекомендуется отразить информацию по следующим разделам:
- общие сведения о техногенном объекте;
- краткую геологическую характеристику района;
- геологическое строение техногенного объекта или его части;
- характеристику ранее проведенных геологоразведочных, добычных и опытно-промышленных работ;
- гидрогеологическую и инженерно-геологическую характеристику;
- качественную и технологическую характеристику полезного ископаемого;
- условия эксплуатации объекта;
- подсчет запасов.
Объем и содержание каждого из указанных разделов определяются недропользователем в зависимости от индивидуальных особенностей рассматриваемого объекта и объемов проведенных опытно-промышленных работ.
В графической части материалов приводятся планы блокировки техногенной россыпи масштаба 1:2000 и крупнее на инструментальной топографической основе. На планы выносятся все пройденные на объекте разведочные и эксплуатационные выработки, отработанные участки, целики, борта разрезов, отвалы (с указанием их объемов), русла рек, бровки террас, зоны таликов, контуры запасов.
Кроме того, при необходимости, дополнительно представляется геолого-маркшейдерская документация, подготовленная в ходе проведения работ по проекту ОПР.
Техногенные (ранее нарушенные добычей) объекты россыпного золота по условиям залегания, размерам, степени выдержанности, равномерности распределения полезных минералов (компонентов) соответствуют 4-й группе сложности, установленной в соответствии с Классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР России от 11.12.2006 N 278.
При этом в связи с не высокой степенью достоверности проведенной оценки запасы подлежат подсчету по категории С2.
Материалы оперативного изменения состояния запасов с подсчетом запасов россыпного золота техногенного объекта или его части представляется на государственную экспертизу в территориальные органы Роснедра в установленном порядке.
Государственная экспертиза оперативного изменения состояния запасов проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 в сроки, не превышающие 30 дней с даты регистрации заявки в территориальном органе Роснедра.