Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Роскомнадзора от 12.08.2014 N 07ИО-51973

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ПИСЬМО

от 12 августа 2014 г. N 07ИО-51973

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

В Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) поступило письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу по вопросу обращения ФГУП "Почта России" о применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Принимая во внимание содержание указанного обращения, а также то, что контроль за исполнением ФГУП "Почта России" законодательства о ПОД/ФТ осуществляет Роскомнадзор, направляем разъяснения по существу поставленных в обращении вопросов, основанные на согласованной с Росфинмониторингом позиции (прилагается).

О.А.ИВАНОВ

Приложение

к письму Роскомнадзора

СОГЛАСОВАННАЯ ПОЗИЦИЯ

РОСФИНМОНИТОРИНГА И РОСКОМНАДЗОРА О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ

НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (ПОД/ФТ) ПО ИТОГАМ РАССМОТРЕНИЯ

ОБРАЩЕНИЯ ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"

Требования к порядку идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, составу получаемых сведений установлены статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115)

При этом согласно нормам статьи 7 Закона N 115 и Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59, адрес (места) жительства (места) регистрации или места пребывания являются обязательными реквизитами, устанавливаемыми в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.

В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Закона N 115 клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Закона N 115, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Согласно пункту 11 статьи 7 Закона N 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона N 115, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Одновременно следует отметить, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подтверждают достоверность сведений, представленных в процессе идентификации на основании запрашиваемых документов.

Состав документов, подтверждающих место жительство (место) регистрации или место пребывания клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, определяется исходя из отнесения указанных лиц к категории граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и являющимися основанием для пребывания лица на конкретной территории, и/или его регистрации на ней.

Одновременно с этим необходимо отметить, что порядок оказания услуг почтовой связи регламентирован Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 (далее - ПОУПС).

Почтовые правила, принятые Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 (далее - Правила) введены в действие приказом Минсвязи России от 14.11.1992 N 416. До настоящего времени данный документ не утратил силу и может применяться в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам Российской Федерации (в том числе ПОУПС).

Пунктом 34 ПОУПС определено, что вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Заграничный паспорт, указанный в подпункте "а" пункта 99 Правил, пунктом 34 ПОУПС не предусмотрен, следовательно, подпункт "а" пункта 99 Правил противоречит требованиям ПОУПС.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 N 232 основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, и пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.12.1996 N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" заграничный паспорт (загранпаспорт) является документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а на территории Российской Федерации основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Общегражданский загранпаспорт гражданина Российской Федерации может являться удостоверяющим документом на территории России, если он имеет отметку органа внутренних дел Российской Федерации о выезде на постоянное место жительства в иностранное государство или отметку дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о принятии на консульский учет в связи с постоянным проживанием на территории иностранного государства.

Таким образом, документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории России, является паспорт гражданина Российской Федерации, а не заграничный паспорт, который удостоверяет лишь статус его владельца и по которому становится невозможным совершать такое юридически значимое действие, как выплата почтового перевода адресату (законному представителю).

Запрашиваемые организацией в процессе идентификации документы, подтверждающие место жительство (место) регистрации или место пребывания гражданина, должны определяться исходя из отнесения гражданина к категории: гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 09.06.2014 N 14-40/26569"
<О введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении продукции предприятия, поступившей в Российскую Федерацию из Новой Зеландии>
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 09.04.2007 N 06-68/13065"
"О внесении изменений в письмо ФТС России от 30.10.2008 N 24-39/45509"
Ошибка на сайте