<Письмо> Росгвардии от 17.11.2023 N 1/13408
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2023 г. N 1/13408
О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в пределах компетенции организована работа по выполнению подпункта 2.14 Плана мероприятий по обеспечению защищенности объектов от средств воздушного нападения и возможного совершения диверсионно-террористических актов с использованием беспилотных воздушных судов (далее - План мероприятий), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром промышленности и торговли Российской Федерации Мантуровым Д.В. 20 мая 2023 г., и сообщается следующее.
В соответствии с названным подпунктом Плана мероприятий Росгвардией разработаны методические рекомендации по порядку принятия решений о противодействии беспилотным воздушным судам на объектах, подлежащих охране подразделениями частных охранных организаций.
Учитывая изложенное, полагаем возможным подпункт 2.14 Плана мероприятий считать исполненным и подлежащим снятию с контроля.
Заместитель директора
С.ЛЕБЕДЕВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ БЕСПИЛОТНЫМ
АППАРАТАМ НА ОБЪЕКТАХ, ОХРАНЯЕМЫХ ЧАСТНЫМИ
ОХРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях формирования единообразной практики реализации законодательства Российской Федерации в сфере частной охранной деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
С 15 августа 2023 года вступил в силу Федеральный закон, которым внесены изменения в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-I).
В соответствии с Федеральным законом частным охранникам предоставлено право пресекать функционирование беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов (далее - беспилотные аппараты) при оказании охранных услуг, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона N 2487-I (охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона N 2487-I).
В связи с этим, помимо отражения в договоре на оказание охранных услуг их вида и содержания <1>, в названном договоре должны быть указаны сведения о необходимости защиты охраняемого объекта в том числе путем пресечения функционирования беспилотных аппаратов (с учетом установленных в паспорте безопасности объекта (территории), утвержденном соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), а также условий пропускного и внутриобъектового режимов, используемых специальных средств и оружия).
--------------------------------
<1> Часть первая статьи 9 и часть четвертая статьи 12 Закона N 2487-I.
Также необходимо иметь в виду, что частный охранник, оказывающий охранную услугу в рамках исполнения указанного договора, имеет право пресекать функционирование беспилотных аппаратов при одновременном соблюдении следующих требований (часть десятая статьи 12 Закона N 2487-I):
1. В отношении охраняемого объекта Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 4 части второй статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
При этом на объектах, в отношении которых указанные требования установлены на основании иных законодательных актов (например, объекты транспортной инфраструктуры <2>, транспортные средства и объекты топливно-энергетического комплекса <3>), частный охранник не вправе пресекать функционирование беспилотных аппаратов.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
<3> Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
2. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией.
3. Должностной инструкцией частного охранника определены его полномочия по пресечению функционирования беспилотных аппаратов.
Одновременно в должностной инструкции указываются случаи и основания пресечения частным охранником функционирования беспилотных аппаратов.
Должностная инструкция должна соответствовать требованиям приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 419 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны", регламентируя действия частного охранника на объекте охраны при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, в том числе при пресечении функционирования беспилотных аппаратов.
4. Целью пресечения функционирования беспилотных аппаратов является защита охраняемых объектов, их работников и (или) иных лиц, находящихся на этих объектах, с учетом установленных правил внутриобъектового и пропускного режимов.
5. Частный охранник имеет документ, подтверждающий прохождение в соответствии со статьей 11.1 Закона N 2487-I профессионального обучения для работы в качестве частного охранника (профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников), предусматривающего профессиональную подготовку (обучение) по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
Указанный документ должен быть выдан надлежащей образовательной организацией, соответствующей требованиям статьи 15 Закона N 2487-I, по завершении обучения по программам профессиональной подготовки и (или) повышения квалификации частных охранников, разработанным образовательными организациями в соответствии с Типовыми программами профессионального обучения для работы в качестве частных охранников, утвержденными приказом Росгвардии от 30 ноября 2019 г. N 396 "Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников".
6. Частный охранник включен в перечень работников частной охранной организации, которые вправе пресекать функционирование беспилотных аппаратов <1> (далее - уполномоченный частный охранник).
--------------------------------
<1> Часть восьмая статьи 11 Закона N 2487-I.
Названный перечень во исполнение части восьмой статьи 11 Закона N 2487-I определяет руководитель частной охранной организации.
При этом неисполнение руководителем частной охранной организации требований об определении перечня уполномоченных частных охранников следует рассматривать, как нарушение лицензионных требований, предусмотренных пунктом 9 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Поскольку право пресечения функционирования беспилотных аппаратов у частного охранника возникает только в рамках исполнения конкретного договора на оказание охранных услуг, то при отсутствии у частной охранной организации таких договоров, перечень ее работников, которые вправе пресекать функционирование беспилотных аппаратов, не требуется (так как юридически в частной охранной организации отсутствуют такие работники) и оснований рассматривать отсутствие указанного перечня, как нарушение лицензионных требований, не имеется.
В целях реализации частными охранниками полномочий по пресечению функционирования беспилотных аппаратов Федеральным законом также внесены изменения в статьи 17 "Применение специальных средств" и 18 "Применение огнестрельного оружия" Закона N 2487-I.
В частности, частным охранникам предоставлено право применения специальных средств и огнестрельного оружия для пресечения функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты охраняемых объектов, работников и (или) лиц, находящихся на этих объектах.
При этом обеспечение частного охранника огнестрельным оружием и специальными средствами в частных охранных организациях осуществляется из числа указанных в приложениях N 2 <2> и N 3 <3> к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной и частной охранной деятельности".
--------------------------------
<2> Перечень видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности.
<3> Перечень видов вооружения.
Кроме того, при пресечении функционирования беспилотных аппаратов с применением огнестрельного оружия необходимо также учитывать требования части второй статьи 18 Закона N 2487-I, устанавливающие основания и условия, при наличии которых запрещено применение огнестрельного оружия.
Так, запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
Договором на оказания охранной услуги, предусмотренной пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона N 2487-I, предполагающим пресечение функционирования беспилотных аппаратов на охраняемом объекте рекомендуется определить:
способы пресечения функционирования беспилотных аппаратов;
силы и средства, непосредственно осуществляющие пресечение функционирования беспилотных аппаратов;
границы (пределы) охраняемого объекта (территории), нарушение которых является основанием для пресечения функционирования беспилотных аппаратов, способы, методы и средства установления факта нарушения указанных границ.
При этом указываются только те способы и средства пресечения функционирования беспилотных аппаратов, в том числе специальные, которые не запрещено использовать в пределах охраняемого объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пресечение функционирования беспилотных аппаратов возможно посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных аппаратов.
Уполномоченный частный охранник осуществляет пресечение функционирования беспилотного аппарата предназначенными для этого средствами с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности, возможных последствий действий беспилотного аппарата, угрозы жизни, здоровью, имуществу юридических лиц и граждан (в том числе работников частной охранной организации, работников охраняемого объекта и (или) иных лиц, находящихся на охраняемом объекте), а также определяет способ такого пресечения.
Принимая решение о пресечении функционирования беспилотного аппарата с учетом возможных рисков от приземления, падения либо уничтожения беспилотного аппарата, необходимо принять меры по удалению граждан, их имущества с потенциально опасного места, а также по ограничению доступа к месту нахождения беспилотного аппарата в целях минимизации ущерба от возможного взрыва и сохранения на беспилотном аппарате следов, которые могут способствовать установлению всех обстоятельств происшествия и причастных к нему лиц.
При обнаружении беспилотного аппарата в воздушном пространстве над охраняемыми объектами, над территорией (акваторией) охраняемых объектов, в непосредственной близости от них, а также в случае посадки (падения, проникновения) беспилотного аппарата на территорию охраняемого объекта частный охранник действует в соответствии со своей должностной инструкцией, при этом рекомендуется предусмотреть:
возможность незамедлительного вызова группы быстрого реагирования (частной охранной организации, вневедомственной охраны Росгвардии, ведомственной охраны, иной службы);
порядок извещения администрации охраняемого объекта об обнаружении беспилотного аппарата;
способ фиксации факта обнаружения беспилотного аппарата (времени и места обнаружения, примерную высоту и удаленность от охраняемого объекта, скорость и курс (направление) полета (движения), характере его движения, тип беспилотного аппарата (самолетного, вертолетного типа, мультироторный и т.д.), количество беспилотных аппаратов, наличие опознавательных знаков, окраска, наличие признаков вооружения, боеприпасов, взрывных устройств, подвесных контейнеров и т.п., закрепленных на нем, другие характерные особенности.
По возможности произвести видео или фотосъемку перемещений беспилотного аппарата в воздушном пространстве над охраняемыми объектами, над территорией (акваторией) охраняемых объектов, и в непосредственной близости от нее.
При обнаружении оператора беспилотного аппарата на территории охраняемого объекта произвести задержание и действовать в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по отношению к лицу, совершающему правонарушение на охраняемом объекте, в том числе нарушившему пропускной и (или) внутриобъектовый режим;
При посадке (падении, проникновении) беспилотного аппарата на территорию охраняемого объекта необходимо зафиксировать время и место его обнаружения, незамедлительно сообщить о происшествии в орган внутренних дел, должностным лицам охраняемого объекта и действовать в соответствии с действующими на объекте инструкциями и исходя из рекомендуемых расстояний для эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или похожего на него предмета, в частности:
- не подходить, не трогать и не передвигать обнаруженный беспилотный аппарат;
- отойти от места обнаружения беспилотного аппарата на соответствующее расстояние;
- ограничить доступ людей в зону падения беспилотного аппарата;
- обеспечить охрану предмета и зоны падения до прибытия сотрудников правоохранительных органов;
- указать место расположения беспилотного аппарата, время и обстоятельства его обнаружения, далее действовать согласно своей должностной инструкции и указаниям сотрудников правоохранительных органов.
Аналогичный алгоритм действий применяется при отделении от беспилотного аппарата (сбросе с аппарата) предметов и их падении на территорию охраняемого объекта.
В случаях, когда воздушное пространство охраняемого объекта одновременно пытаются нарушить несколько беспилотных аппаратов с различных направлений, необходимо осуществлять противодействие беспилотным аппаратам, исходя из их направлений движения, мест расположений критических элементов объекта, мест расположения персонала и возможных последствий от падения беспилотных аппаратов или сброса взрывных устройств.
Пресечение функционирования беспилотных аппаратов с помощью средств радиоэлектронного подавления осуществляется в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и до прибытия и обезвреживания беспилотного аппарата оперативными службами.
О каждом случае пресечения функционирования беспилотных аппаратов с применением оружия, специальных средств или физической силы и повлекшем за собой вред здоровью граждан или их смерть, причинение ущерба чужому имуществу, уполномоченный частный охранник обязан незамедлительно информировать прокурора, орган внутренних дел и территориальный орган Росгвардии по месту совершения события <1>, а также непосредственного начальника (руководство частной охранной организации) <2>, администрацию (собственника) охраняемого объекта.
--------------------------------
<1> Часть вторая статьи 16, часть третья статьи 18 Закона N 2487-I.
<2> Пункт 43 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. N 1421.
Пункт 39 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006.
Указанные обязанности уполномоченного частного охранника рекомендуется отражать в соответствующем договоре на оказание охранных услуг и в должностной инструкции данного частного охранника.
Порядок информирования руководства частной охранной организации определяется руководителем частной охранной организации.
Таким образом, для надежного функционирования охраняемых объектов должна быть обеспечена комплексная безопасность, важной составляющей которой является защита от угроз криминального характера и террористической направленности. Все меры, направленные на защиту охраняемого объекта, должны быть ориентированы на всестороннее выявление потенциальных угроз, а также своевременное обнаружение и нейтрализацию их источников.
Возможности по применению современных беспилотных аппаратов в противозаконных целях значительно расширились. Нарушители при помощи беспилотных аппаратов способны вести не только разведку в оптическом и/или тепловизионном диапазоне и осуществлять наблюдение на заданной территории, но и автоматически сопровождать конкретный объект в течение длительного времени.
Беспилотные аппараты могут использоваться для перевозки и доставки опасных грузов на охраняемые объекты. В качестве груза может перевозиться взрывчатое вещество или самодельное взрывное устройство, что превращает такой беспилотный аппарат в средство для осуществления противоправных действий, в том числе террористических актов.
При этом классификация, например, беспилотных воздушных аппаратов (далее - БВС), как одного из видов беспилотных аппаратов, достаточно широка. В настоящее время их принято классифицировать по назначению, размерам, массе, дальности полета (радиусу действия), принципу полета, типу управления.
Основные элементы классификации БВС:
по радиусу действия, высоте и времени полета, взлетной массе и полезной нагрузке - от "микро, малой дальности" до "тяжелых, межконтинентальной дальности";
по типу планера и количеству двигательных установок - самолетного, мультироторного, вертолетного типов, конвертопланы и др.;
по назначению - разведывательные, целеуказания, постановки помех, системы дистанционного контроля и наблюдения, комплексы воздушной ретрансляции, радиоэлектронной борьбы, многоцелевые, ударные;
по степени автономности полета и выполнении задачи - от управляемых дистанционно до полностью автоматических, выполняющих полет в соответствии с алгоритмом, заложенным в бортовую программу.
БВС, представленные на российском рынке, можно классифицировать по следующим критериям.
По глубине применения:
а) большой дальности - с радиусом действия более 500 км;
б) средней дальности - с радиусом действия до 500 км;
в) малой дальности - с радиусом действия до 250 км;
г) ближнего радиуса действия - с радиусом действия до 100 км.
По дальности радиосвязи:
а) до 10 км;
б) до 40 км;
в) свыше 40 км.
По взлетной массе:
а) тяжелый класс - свыше 500 кг;
б) средний класс - до 500 кг;
в) легкий класс - до 200 кг;
г) малый класс - до 30 кг;
д) мини класса - до 1 кг;
е) микро класса - до 0,15 кг.
По типу конструкции (от него зависят такие характеристики, как скорость, возможность зависания в воздухе, способ взлета/посадки, расход топлива).
Основные типы аэродинамических конструкций:
По типу двигателя:
а) электродвигатель (экономически выгодней, повышает скрытность, но накладывает климатические и функциональные ограничения);
б) двигатель внутреннего сгорания;
в) двигатель на альтернативном топливе, например водородных топливных элементах.
По способу взлета (характеризует мобильность использования и легкость запуска):
а) с руки;
б) легкая катапульта;
в) пневматическая или пороховая катапульта;
г) взлетная полоса;
д) с места;
е) с автоматизированной стартовой площадки;
ж) с робототехнического носителя. По способу посадки:
а) с использованием парашюта;
б) на подготовленную поверхность, полосу;
в) на неподготовленную поверхность, воду;
г) вертикальная;
д) на автоматизированную стартовую площадку;
е) одноразовый (с функцией самоуничтожения).
По наличию автопилота (за пределами радио-видимости, при потере связи):
а) не имеет;
б) возврат, при потере связи, к месту старта или заданной точке;
в) возможность задания сложных маневров и траекторий;
г) с интегрированной системой технического зрения и возможностью сложных маневров, осуществляемых в соответствии с динамически изменяемой ситуацией, движение по ориентирам на местности, фотографической подложке.
По времени полета (параметр актуален при необходимости патрулирования либо длительного зависания над объектом, слежение за нарушителем):
а) до 30 минут полета;
б) до 2 часов полета;
в) свыше 2 часов полета.
Кроме того, для обеспечения полета БВС может применяться соответствующая инфраструктура (транспортно-пусковое устройство, средства связи и навигации, наземный пункт управления и др.).
Использование внешнего пилота позволяет не ограничиваться в применении физическими и психологическими свойствами человека, а расширить функциональные возможности БВС:
возможность резкой смены траекторий полета с перегрузками, превышающими человеческие возможности;
миниатюризация конструкции и элементной базы летательных аппаратов, их размеров в целом и, тем самым, снижение радиолокационной и оптической заметности, а значит и возможности быть обнаруженными и уничтоженными;
отсутствие ограничения по мощности и типам двигательных установок (отсутствие человека, органов ручного управления и другого необходимого для пилота оборудования способствует увеличению полезной нагрузки БВС, дальности и времени пребывания в воздухе по сравнению с пилотируемыми аппаратами близкого размера);
возможность применения БВС в самых разных режимах управления и навигации - от дистанционного телеуправления внешним пилотом до полностью автономного полета в режиме "радиомолчания".
Групповое применение БВС является еще одним направлением повышения эффективности применения БВС, когда они объединяются в группы и при условии четкого распределения ролей.
Изучение тактико-технических характеристик беспилотных аппаратов, особенностей их практического использования, в том числе противоправного, а также формирование практики реализация законодательства Российской Федерации по пресечению функционирования беспилотных аппаратов составляют основу для выработки и совершенствования методики организации защиты охраняемых объектов от новых угроз.
Федеральная служба войск
национальной гвардии
Российской Федерации