Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Росавиации от 08.09.2025 N Исх-32411/02

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 8 сентября 2025 г. N Исх-32411/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 9 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

С 1 марта 2026 года вступают в действие Федеральные авиационные правила "Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов", утвержденные приказом Минтранса России от 20.03.2023 N 89. В связи с этим организациям, представляющим услуги по наземному обслуживанию воздушных судов (далее - ВС), эксплуатантам ВС и операторам аэродромов необходимо обратить внимание на требования по обеспечению безопасности полетов при наземном обслуживании.

Статистические данные свидетельствуют о том, что повреждения воздушных судов на земле (далее - ПВС) составляют существенную долю - 10% от общего числа авиационных событий, и, в связи с этим, оказывают влияние на устойчивость и эффективность работы авиационной транспортной системы. К числу наиболее ощутимых последствий ПВС относятся вынужденные простои ВС, увеличение затрат на техническое обслуживание и ремонт, нарушение регулярности полетов.

Наиболее распространенными обстоятельствами ПВС являются столкновения специального транспорта и средств наземного обслуживания при их маневрировании (перемещении) в непосредственной близости от ВС, а также столкновения с препятствиями при буксировке ВС. Анализ причин данных событий показывает, что наиболее часто к ПВС приводят отступления от правил и технологий наземного обслуживания, недостаточный уровень подготовки и компетенций персонала. Дополнительное влияние на причины ПВС оказывают организационные и технические недостатки, такие как использование неисправных средств наземного обслуживания, недостаточная освещенность места работ, высокая плотность операций по наземному обслуживанию. В 2023 году Росавиацией была выпущена Информация по безопасности полетов N 7 (письмо Росавиации от 05.07.2023 N Исх-28312/02), в которой были подробно рассмотрены основные причины ПВС, такие как:

нарушение правил подъезда/отъезда автотранспорта;

повреждения при отъезде средств наземного обслуживания, предварительно не отсоединенных от ВС;

нарушение стандартных процедур эксплуатации средств наземного обслуживания, а также оставление средств наземного обслуживания без присмотра;

повреждения при работе с грузом внутри ВС;

использование неисправных средств наземного обслуживания;

недостатки эргономики рабочего места оператора средства наземного обслуживания;

влияние внешних факторов, таких как метеоусловия и состояние места стоянки.

Дополнительно в январе 2025 года Росавиацией была выпущена Информация по безопасности полетов N 1 (письмо Росавиации от 09.01.2025 N Исх-38/02), посвященная причинам ПВС, произошедших при буксировке ВС. В информации содержится анализ причин и приводятся примеры событий, имевшие место в 2023 - 2024 годах.

Вместе с тем, при организации обслуживания ВС на земле и обеспечении безопасности его проведения, требуется обязательно учитывать, что проблемы наземного обслуживания не ограничиваются исключительно задачами предотвращения ПВС. В сфере наземного обслуживания находятся такие критичные для безопасности полетов виды подготовки воздушного судна к полету, как противообледенительная обработка ВС, а также загрузка ВС в соответствии с правилами обеспечения центровки. При обеспечении наземного обслуживания производится перемещение автотранспорта и людей по летному полю, в связи с чем требуется реализация комплекса мер для предотвращения несанкционированного занятия или пересечения ВПП, маршрутов руления ВС. Проведение наземного обслуживания сопряжено с высоким риском появления на местах стоянок и маршрутах движения ВС посторонних предметов, которые могут стать причиной повреждениям лопаток газовоздушного тракта двигателей ВС или шин колес шасси. Кроме того, несоблюдение правил техники безопасности при проведении наземного обслуживания и использование неисправного оборудования может приводить к травмированию людей.

С учетом этого, при организации наземного обслуживания воздушных судов, следует учитывать следующие основные направления разработки мероприятий по обеспечению безопасности полетов:

наличие у специалистов по наземному обслуживанию ВС подготовки и компетенций, а также знание и соблюдение таких правил, как: обязательное сообщение о любых обнаруженных или нанесенных в ходе обслуживания повреждениях ВС с целью принятия решения о возможности продолжения эксплуатации ВС; обеспечение концепции "чистого воздушного судна" (отсутствие льда, снега, инея на критических поверхностях ВС); передача правильной информации и выполнение правил загрузки ВС, включая опасные грузы; визуальная и радиоосмотрительность при передвижения по летному полю;

размещение ВС на стоянках, в том числе обеспечение заруливания, выруливания или буксировки ВС исключающие столкновение с другими воздушными судами или наземными препятствиями, в том числе опасное воздействие реактивной струи авиадвигателей;

контроль содержания мест проведения наземного обслуживания для устранения условий, которые могут приводить к травмам людей и повреждениям воздушных судов (например, недостаточное освещение, непросматриваемая маркировка, наличие на местах стоянок льда, снежных брустверов, посторонних предметов);

исключение использования неисправных или непредназначенных для ВС средств наземного обслуживания, а также проведение технического обслуживания средств наземного обслуживания в соответствии с эксплуатационно-технической документацией;

эффективное планирование и оперативное управление наземным обслуживанием для предотвращения спешки, сокращения объема технологических операций или необходимости одновременного выполнения различных задач исполнителем работ по наземному обслуживанию;

эффективное взаимодействие между организацией, осуществляющей наземному обслуживание, и эксплуатантом ВС при согласовании, изменении и контроле выполнения работ по наземному обслуживанию ВС.

С целью снижения рисков для безопасности полетов ВС гражданской авиации поручаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести данную информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.

2. Рекомендовать руководителям эксплуатантов ВС, операторам аэродромов и организациям, осуществляющим техническое и наземное обслуживание ВС, а также органам организации воздушного движения:

2.1. Организовать изучение настоящей информации руководящим, командно-летным, инструкторским и инспекторским составом, а также членами летных экипажей воздушных судов, инженерно-техническим персоналом, специалистами по наземному обслуживанию и аэродромному обеспечению, диспетчерским составом, осуществляющим организацию движения воздушных судов по площади маневрирования аэродрома.

2.2. Провести оценку готовности (состояния подготовки) к выполнению требований Федеральных авиационных правил "Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов", утвержденных приказом Минтранса России от 20.03.2023 N 89 (далее - ФАП-89), в том числе, наличие в организации, осуществляющей наземное обслуживание ВС:

оборудования, отвечающего требованиям, установленным в эксплуатационной документации воздушного судна (пункт 3 ФАП-89);

оборудования, документов, расходных материалов для осуществления наземного обслуживания в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна (пункт 4 ФАП-89);

правил установки средств наземного обслуживания в соответствии руководством по организации наземного обслуживания, утвержденным эксплуатантом ВС (пункт 16 ФАП-89);

технологических графиков, определяющих последовательность и длительность операций по наземному обслуживанию (пункт 19 ФАП-89);

правил и процедур взаимодействия с наземными службами на аэродроме и эксплуатантом ВС при руководстве движением и буксировке ВС (пункты 26 и 28 ФАП-89);

правил и процедур взаимодействия с эксплуатантом ВС при загрузке ВС (пункты 45, 46 и 47 ФАП-89);

правил и процедур информирования обо всех выявленных неисправностях воздушного судна, а также об обнаруженных или причиненных воздушному судну повреждениях (пункт 73 ФАП-89);

прохождение персоналом подготовки и наличие у них компетенций для выполнения требований пунктов 45, 46, 48, 67, 69, 72 ФАП-89.

3. Обеспечить контроль выполнения организациями гражданской авиации рекомендаций, изложенных в настоящей информации по безопасности полетов.

Д.В.ЯДРОВ

Приложение

к письму Росавиации

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

РОСАВИАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЙ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ

С НЕДОСТАТКАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ

НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Последствия ошибок и нарушений при проведении наземного обслуживания ВС

Информационные материалы Росавиации

Повреждение воздушных судов при проведении наземного обслуживания на местах стоянок

Информация по безопасности полетов N 21 за 2013 год

В информации приводятся статистические сведения, примеры событий и рекомендации для исключения ПВС.

Информация по безопасности полетов N 7 за 2023 год

В информации содержится анализ широкого спектра проблем проведения наземного обслуживания ВС, а также приводятся рекомендации, разработанные с учетом документа ИКАО N 10121 "Руководство по организации наземного обслуживания".

Повреждение воздушных судов при буксировке

Информация по безопасности полетов N 12 за 2015 год

В информации рассматриваются вопросы предотвращения ПВС при буксировке, связанных с ошибочным включением стояночного тормоза в процессе движения ВС, а также при буксировке ВС по грунту.

Информация по безопасности полетов N 16 за 2021 год

В информации приводятся сведения о факторах, способствующих повреждениям ВС при буксировке, и примеры соответствующих событий. Обращается внимание на случаи ПВС из-за необеспечения безопасного расстояния до препятствий.

Информация по безопасности полетов N 1 за 2025 год

Среди прочих фактов, приводящих к повреждениям ВС, в информации обращается внимание на влияние состояния искусственных покрытий аэродрома (лед, снег).

Потеря управления в полете из-за невыполнения (некачественного выполнения) противообледенительной обработки

Информация по безопасности полетов N 30 за 2012 год и N 23 за 2021 год

В информациях обращается внимание на выявленные факты нарушений концепции "чистого воздушного судна". Обращается внимание на эффект "барьерного льда" (отложение льда на передней части фюзеляжа) и его влияние на искажение показаний приборной скорости. Приводятся рекомендации организациям по наземному обслуживанию в части контроля проведения работ по противообледенительной обработке ВС.

События, связанные с нарушением правил загрузки и центровки ВС

Информация по безопасности полетов N 8 за 2024 год

Информация посвящена инцидентам, связанным с касанием ВПП фюзеляжем при взлете и посадке. В информации обращается внимание на инциденты, при расследовании которых были выявлены факты загрузки ВС с нарушением ограничений по предельной задней центровке.

Травмирование исполнителей работ по наземному обслуживанию и других лиц, находящихся вне ВС

Информация по безопасности полетов N 10 за 2011 год

В информации приводятся примеры чрезвычайных происшествий, связанных травмированием исполнителей работ при обеспечении запуска двигателей, буксировке ВС, а также других людей при посадке (подготовке к посадке) в ВС.

Информация по безопасности полетов N 8 за 2017 год

В информации обращается внимание на широкий спектр различных недостатков, связанных с организацией и выполнением наземного обслуживания. В том числе, приводятся примеры событий, связанных с травмированием и высоким риском травмирования исполнителей работ.

Информация по безопасности полетов N 15 за 2017 год и N 3 за 2017 год

Информации посвящены случаям травмирования (высокого риска травмирования) пассажиров из-за использования при наземном обслуживании неисправных трапов.

Другие документы по теме
"О товарном знаке "SIM SENSITIVE" (рег. N 898377)"
<По вопросам применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли и расчета индексов изменения сметной стоимости строительства>
<По вопросу проведения экспертизы проектной документации>
Ошибка на сайте