<Письмо> Минстроя России от 16.08.2021 N 19584-ОГ/09
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 августа 2021 г. N 19584-ОГ/09
Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращения и в рамках компетенции сообщает.
По вопросу применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли сообщается, что размер нормативов накладных расходов и сметной прибыли следует принимать в соответствии с Методикой по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 21 декабря 2020 г. N 812/пр (далее - Методика N 812/пр), и Методикой по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 11 декабря 2020 г. N 774/пр (далее - Методика N 774/пр).
Указанные методики включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН) и подлежат применению с II квартала 2021 года.
Порядок разработки нормативов накладных расходов и сметной прибыли предусмотрен положениями главы II Методик N 812/пр и N 774/пр.
Дополнительно сообщается, что согласно пунктам 44 и 45 Порядка утверждения сметных нормативов, утвержденного приказом Минстроя России от 13 января 2020 г. N 2/пр (далее - Порядок), рассмотрение разработанных проектов сметных нормативов осуществляется на заседании Научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Минстрое России (далее - НЭС), в состав которого входят представители профессионального экспертного сообщества. Таким образом, решение об утверждении/отказе в утверждении сметных нормативов принимается Минстроем России по результатам их коллегиального обсуждения.
По вопросу разработки сметных норм сообщается, что новые сметные нормы разрабатываются и включаются в сметно-нормативную базу в соответствии с Порядком.
Показатели сметных норм и подтверждаются результатами технического нормирования и после завершения их разработки совместно с обосновывающим документами рассматриваются НЭС.
Вместе с тем разработанные в составе проекта сметного норматива технологическая карта и расчетные обоснования являются предметом интеллектуальной собственности разработчика и без его согласия, оформленного в установленном порядке, быть опубликованными не могут. Ограничения распространения информации, относящейся к интеллектуальной собственности, касаются также и иных сведений, содержащихся в составе сметного норматива: материалы фото- (видео-) фиксации, результатов нормативных наблюдений, калькуляций затрат строительных ресурсов, организационно-технологических схем.
При этом в случае необходимости корректировки сметных нормативов их актуализация возможна в соответствии с предложениями, поступившими в инициативном порядке, в соответствии с Порядком, которым предусмотрены процедуры планирования и рассмотрения, в том числе актуализируемых сметных норм.
По вопросу расчета индексов изменения сметной стоимости строительства сообщается, что порядок расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (далее - Индексы) установлен Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 5 июня 2019 г. N 326/пр (зарегистрирован в Минюсте России от 10 сентября 2019 г. N 55869, далее - Методика).
Информация об Индексах, включаемых в ФРСН в качестве справочной информации согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24 октября 2017 г. N 1470/пр, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 (далее - Правила мониторинга).
При включении информации о новых Индексах в ФРСН и ФГИС ЦС федеральные органы исполнительной власти, федеральные агентства и службы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридические лица, указанные в пункте 22 Правил мониторинга (далее - Инициаторы), обеспечивают разработку ресурсно-технологических моделей (далее - РТМ), используемых для расчета новых Индексов по видам объектов, и формируют комплект обосновывающих документов в соответствии с положениями Методики.
По вопросу разработки укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС) сообщается, что порядок разработки показателей НЦС установлен Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, утвержденной приказом Минстроя России от 29 мая 2019 г. N 314/пр (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2019 г. N 57064) (далее - Методика N 314/пр).
В соответствии с положениями Методики N 314/пр рассмотрение проектов новых показателей НЦС осуществляется НЭС.
Одновременно сообщается, что публикация сведений, использованных для разработки сметных нормативов накладных расходов и сметной прибыли сметных норм, Индексов, показателей НЦС, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена.
Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор Департамента
ценообразования и ресурсного
обеспечения строительства
И.В.ТЮТЬМИНА