<Письмо> Росавиации от 09.07.2021 N Исх-24728/02
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 9 июля 2021 г. N Исх-24728/02
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 6 <1>
--------------------------------
<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы нс повредить процессу расследования.
06.07.2021 в районе аэродрома Палана (Камчатский край) произошла катастрофа самолета Ан-26Б-100 RA-26085 АО "Камчатское авиапредприятие".
Выполнялся регулярный пассажирский рейс по маршруту: Петропавловск-Камчатский - Палана. На борту самолета находились 6 членов экипажа и 22 пассажира.
Аэродром Палана находится в горной местности. Заход на посадку выполнялся в сложных метеоусловиях. По предварительным данным, в период времени, близкий к моменту авиационного происшествия, на аэродроме Палана наблюдались следующие метеоусловия: ветер 250° 7 м/с; видимость 10 км; в окрестности туман, облачность несколько нижняя граница на 300 м, сплошная нижняя граница 720 м; температура воздуха +10 °C, температура точки росы +8 °C; давление 1011 гПа; состояние ВПП: сухая и чистая, коэффициент сцепления 0,6; горы закрыты; давление на ВПП 757 мм р. ст./1009 гПа.
Командир самолета имел налет более 3300 ч, второй пилот - более 1100 ч. Командир самолета был допущен к полетам по метеоминимуму 60 x 800 м.
Заход на посадку на ВПП-29 осуществлялся по ОПРС. После пролета ОПРС аэродрома Палана и выполнения полета в направлении аэродрома со стороны моря, самолет столкнулся с отвесным скалистым берегом на удалении 3,6 км до аэродрома Палана. В ходе проведения поисково-спасательных работ самолет был обнаружен полностью разрушенным, все находившиеся на борту самолета пассажиры и члены экипажа погибли.
Проводится расследование катастрофы.
Необходимо обратить внимание на происшедшую 12.09.2012 в районе аэродрома Палана катастрофу самолета Ан-28 RA-28715 ФГУ "Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие".
При снижении для посадки на аэродроме Палана самолет столкнулся со склоном горы Пятибратка на удалении 10,7 км от аэродрома.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы:
"Причиной катастрофы самолета Ан-28 RA-28715 явилось нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана, выразившееся в выполнении полета вне маршрута подхода и преждевременном снижении до высоты ниже минимально безопасной при полете в горной местности, в погодных условиях, исключающих устойчивый визуальный контакт с земными ориентирами, что привело к столкновению воздушного судна со склоном горы, его разрушению и гибели экипажа и пассажиров.
В крови обоих членов экипажа был обнаружен алкоголь.
Способствующими факторами явились:
низкий уровень дисциплины персонала ФГУ ПКАП и неудовлетворительное состояние летно-методической работы в авиапредприятии в части отсутствия контроля за проведением экипажами предполетной подготовки и выполнением схем заходов на посадку:
бездействие экипажа при срабатывании сигнализации радиовысотомера о достижении опасной высоты.
Наличие на ВС Ан-28 системы предупреждения столкновения с землей (GPWS), возможно, могло бы предотвратить авиационное происшествие".
Среди прочего, комиссией по расследованию было рекомендовано использовать программу анализа полетных данных в целях контроля выдерживания схемы захода на посадку, а также провести дополнительные занятия по выполнению полетов в зонах без радиолокационного контроля в горной местности.
Окончательный отчет по результатам расследования катастрофы размещен на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию по безопасности полетов до подконтрольных организаций гражданской авиации.
2. Руководителям организаций гражданской авиации:
2.1. Изучить настоящую информацию, приказ Росавиации от 18.03.2013 N 139 "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-28 RA-28715", а также Окончательный отчет по результатам расследования катастрофы самолета Ан-28 RA-28715, происшедшей 12.09.2012 в районе аэродрома Палана, с членами летных экипажей и диспетчерами управления воздушным движением.
2.2. Провести проверку знания и анализ соблюдения членами летных экипажей содержащихся в руководстве по производству полетов инструкций и требований по обучению методам предотвращения столкновения исправного воздушного судна с землей, а также принципов использования системы предупреждения о близости земли (пункт 5.12 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128)).
2.3. В ходе проведения очередной подготовки членов летных экипажей в соответствии с частью "г" (подготовка в целях приобретения знаний и навыков, касающихся схем визуальных полетов и полетов по приборам в предполагаемом районе выполнения полетов, ограничений человеческих возможностей ("человеческого фактора"), включая знания об опасности их проявления при выполнении полетов, о предотвращении ситуаций, приводящих к выходу за ограничения человеческих возможностей, о предотвращении ошибок и их исправлении) и частью "е" (теоретическая подготовка к выполнению маневров и действий при срабатывании систем предупреждения о близости земли) пункта 5.84 ФАП-128 акцентировать внимание на такие факторы опасности, как:
недопустимые отклонения от установленной схемы захода на посадку, приводящие к преждевременному снижению;
отсутствие или запоздалые действия при срабатывании сигнализации об опасном сближении с землей;
неиспользование или неправильное использование бортовых систем предупреждения о близости земли, а также использование в полете нештатных приемников систем спутниковой навигации;
нарушение порядка осуществления радиосвязи в воздушном пространстве.
При подготовке к занятиям использовать сведения, приведенные в разделах "Опасные ситуации при заходе на посадку" и "Виды захода на посадку" Руководства по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR TOOL KIT), подготовленного Всемирным фондом безопасности полетов.
2.4. В ходе проведения инструктажей дежурных смен органов ОВД аэродромов, где отсутствуют радиолокационные системы наблюдения ОВД и используются радиопеленгаторы, доводить особенности контроля за выдерживанием воздушными судами маршрутов прибытия и схем захода на посадку, в том числе ограничительных и контрольных пеленгов, а также ведения радиосвязи с экипажем воздушного судна.
2.5. Использовать мероприятия по безопасности полетов, рекомендованные Росавиацией в приказах по результатам расследования авиационных происшествий, связанных со столкновением воздушных судов с землей в управляемом полете (размещены в АМРИПП Росавиации, группа "Приказы Росавиации по результатам расследования АС", категория CFIT), в рамках функционирования системы управления безопасностью полетов.
А.В.НЕРАДЬКО