<Письмо> Росавиации от 14.06.2022 N Исх-22587/07
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 14 июня 2022 г. N Исх-22587/07
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 6
20.05.2022 в 02:24 UTC на аэродроме Астрахань (Нариманово) произошло отключение напряжения по фидеру N 46 промышленного электроснабжения всех объектов службы ЭРТОС Астраханского Центра ОВД филиала "Аэронавигация Юга" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (на момент отключения напряжения по фидеру N 46 второй фидер N 35 находился в ремонте с 12.04.2022). На всех объектах службы ЭРТОС, за исключением командно-диспетчерского пункта, произошел автоматический переход на работу от резервных источников электропитания. Дизельная электростанция ДЭАС-100 (ДЭС), питающая здание КДП-3, также запустилась, однако панель автоматического управления дизель-генераторной установкой 31RGAM не подключила электроэнергию к потребителям. Все оборудование КДП-3 перешло на работу от индивидуальных источников бесперебойного питания.
При осмотре ДЭАС-100 в 02:25 UTC инженером по радионавигации, радиолокации и связи КДП-3 было установлено, что дизель-генератор запущен, на индикации автоматики горят лампочки "Автомат" и "Генератор". При проверке выходного напряжения от ДЭАС-100 было установлено, что контактор сети в шкафу управления дизель-электрическим агрегатом (ЩУГ) отключен. При попытке запуска ДЭАС-100 в ручном режиме ведущим инженером-энергетиком группы ЭТОП, прибывшим в 03:20 UTC, на табло шкафа управления дизель-генератором появилась индикация ошибок "A01 - низкое давление масла" и "A14 - самопроизвольная остановка".
Последующий анализ показал, что вследствие скачков напряжения, имевших место перед отключением фидера N 46, произошел сброс заводских настроек в блоке управления 31RGAM ЩУГ.
В 02:54 UTC источники бесперебойного питания на КДП-3 отключились, вследствие чего было полностью обесточено оборудование управления воздушным движением, средства воздушной радиосвязи, внутриаэропортовой связи, АФТН, метеостанция КРАМС-4.
В 04:20 UTC было восстановлено электроснабжение по фидеру N 46 и подано напряжение на здание КДП-3.
Продолжительность отказа электропитания КДП-3 составила 1 час 56 минут, в том числе продолжительность отказа от источников бесперебойного питания - 1 час 26 минут.
В 07:45 UTC было восстановлено электроснабжение по фидеру N 35.
В 10:41 UTC после восстановления заводских настроек в ЩУГ проведена проверка ДЭАС-100 в автоматическом режиме с поочередным отключением фидеров N 35, 46. Переход электроснабжения здания КДП-3 на резервный источник питания ДЭАС-100 в автоматическом режиме произведен без замечаний.
Продолжительность восстановления работоспособности электроснабжения КДП-3 в соответствии со штатной схемой составила 8 часов 17 минут.
В период отключения электроэнергии производилась подготовка к вылету воздушного рейса AFL1173 A-320 Астрахань-Москва (Шереметьево). Время вылета по расписанию 03:20 UTC. В результате полного отключения электроснабжения КДП-3 задержка вылета составила 1 час 58 минут.
Из отчета Южного МТУ Росавиации по результатам расследования отключения промышленных фидеров электроснабжения аэродрома Астрахань (Нариманово) и некорректного перехода на электроснабжение от автономных источников ДЭС объектов аэропорта и УВД (КДП-3) следует, что проблемы с электропитанием в Астраханском Центре ОВД носят систематический характер (отказы в 2016 г. и 2021 г.), меры по их устранению не принимаются.
Повторяемость событий, связанных с некорректным переходом на электроснабжение от автономных источников, свидетельствует об отсутствии контроля со стороны руководящего состава Астраханского центра ОВД и руководства филиала "Аэронавигация Юга" за деятельностью службы ЭРТОС.
Причинами отказа объекта ЕС ОрВД (КДП-3) явились:
1. Упущения в работе руководящего состава Астраханского центра ОВД и руководства филиала "Аэронавигация Юга", выразившиеся в следующем:
- длительное неприятие мер по восстановлению второго фидера N 35 электроснабжения КДП-3;
- отсутствие дополнительного автономного источника электропитания КДП-3;
- отсутствие или неготовность резервных пунктов диспетчерского обслуживания воздушного движения на аэродроме;
- отсутствие инструкции по действиям инженерно-технического состава дежурной смены службы ЭРТОС при выходе из строя ДЭС на КДП-3;
- слабая организация подготовки инженерно-технического состава по действиям при нарушении электроснабжения объектов ЕС ОрВД (КДП-3);
- отсутствие эффективной работы по анализу и устранению причин отказов (нарушений) в обеспечении электроснабжения объектов Астраханского центра ОВД филиала "Аэронавигация Юга", имевших место в 2016 и 2021 годах;
2. Отсутствие регулярных проверок работоспособности ДЭС в соответствии с п. 3.30 Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации" утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.11.2014 N 297;
3. Отсутствие в дежурной смене службы ЭРТОС Астраханского центра ОВД электрика или специалиста, обученного и допущенного к эксплуатации электроустановок;
4. Отказ ДЭС (конструктивно-производственный недостаток панели автоматического управления 31RGAM).
На основании анализа причин некорректного перехода на электроснабжение от автономных источников ДЭС, в целях обеспечения и поддержания приемлемого уровня безопасности полетов:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до сведения организаций гражданской авиации.
2. Исполняющему обязанности генерального директора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" В.Р. Гульченко:
2.1. обратить внимание на повторяемость событий, связанных с некорректным переходом на электроснабжение от автономных источников ДЭС объектов Астраханского центра ОВД филиала "Аэронавигация Юга";
2.2. рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, отвечающих за организацию, содержание, функционирование сетей электроснабжения объекта КДП-3, в том числе, об их соответствии занимаемым должностям;
2.3. до 24.07.2022 доложить в Управление радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации и Южное межрегиональное территориальное управление Росавиации о принятых мерах по устранению недостатков, выявленных при расследовании случая отказа дизельной электростанции ДЭАС-100 от 20.05.2022 в Астраханском центре ОВД;
2.4. организовать проведение анализа построения систем гарантированного электроснабжения объектов КДП, региональных центров ЕС ОрВД и по результатам проведенного анализа выработать меры, исключающие возможность одновременного отказа основных и резервных источников электроснабжения;
2.5. организовать изучение диспетчерским персоналом (руководителями полетов) порядка действий по закрытию/открытию аэродромов в соответствии с требованиями ТС 2013.
3. Руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих средства РТОП и авиационной электросвязи:
3.1. изучить настоящую информацию с инженерно-техническим персоналом подразделений ЭРТОС;
3.2. проанализировать организацию работы и подготовку инженерно-технического персонала дежурных смен служб ЭРТОС по действиям в аварийных ситуациях;
3.3. провести внеочередную проверку знаний инженерно-техническим персоналом службы ЭРТОС, непосредственно занятым в эксплуатации оборудования, порядка действий при отказах в аварийных ситуациях, включая практические тренировки;
3.4. обеспечить укомплектование дежурных смен служб ЭРТОС квалифицированным инженерно-техническим персоналом, прошедшим необходимую подготовку по эксплуатации оборудования и сетей электроснабжения;
3.5. провести дополнительные проверки систем автоматического перехода на резервные и аварийные источники электропитания с оформлением актов проверки;
3.6. провести проверку автоматов защиты в ЩГП на соответствие подключенным нагрузкам, при несоответствии провести их замену;
3.7. рассмотреть вопрос о необходимости внесения дополнений в схемы и инструкции по резервированию оборудования, учитывающих особенности отказа дизельной электростанции ДЭАС-100 от 20.05.2022 в Астраханском центре ОВД;
3.8. рассмотреть вопрос о закупке дополнительных ДЭС, в том числе подвижных, для оперативного обеспечения резервирования электроснабжения объектов ЕС ОрВД в случае отключения основных источников электроснабжения.
А.В.НЕРАДЬКО