<Письмо> Росаккредитации от 02.03.2016 N 6878/02-МЯ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 марта 2016 г. N 6878/02-МЯ
О ВОЗМОЖНОМ НАЛИЧИИ КОНФЛИКТА
ИНТЕРЕСОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТОВ ПО АККРЕДИТАЦИИ
В связи с выявлением фактов нарушения экспертами по аккредитации требований законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации Федеральная служба по аккредитации (далее - Росаккредитация) напоминает о необходимости соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - закон об аккредитации).
Одним из таких требований является отсутствие конфликта интересов в деятельности экспертов по аккредитации и технических экспертов. Так, согласно части 7 статьи 11 закона об аккредитации эксперты по аккредитации, технические эксперты должны быть независимы от любого воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые национальным органом по аккредитации решения.
В соответствии с частью 10 статьи 11 закона об аккредитации эксперты по аккредитации и технические эксперты должны уведомить Росаккредитацию о возникновении обстоятельств, влияющих на соблюдение требований, предусмотренных частями 6 - 8 статьи 11 закона об аккредитации, в том числе о возможном конфликте интересов. Согласно пункту а) статьи 37 Правил аттестации экспертов по аккредитации, утвержденных приказом Министерства экономического развития от 23.05.2014 N 289, установление Росаккредитацией факта нарушения требований, предусмотренных частями 6 - 8 статьи 11 закона об аккредитации, влечет за собой прекращение действия аттестации эксперта по аккредитации.
О наличии конфликта интересов в деятельности эксперта по аккредитации или технического эксперта может свидетельствовать проведение работ по аккредитации экспертом, так или иначе связанным с аккредитуемой организацией, например:
1) эксперт работает и/или является одним из учредителей (членов попечительского совета и т.п.) аккредитованного лица (заявителя);
2) эксперт ранее работал либо входил в состав учредителей (членов попечительского совета и т.п.) данного юридического лица;
3) родственники эксперта работают (работали) и/или являются (являлись) учредителями (членами попечительского совета и т.п.) аккредитованного лица (заявителя);
4) эксперт оказывает (оказывал) услуги данному юридическому лицу на основании договорных отношений;
5) аккредитованное лицо (заявитель) является членом либо прочно ассоциируется с общественной (либо иной организацией), в которой эксперт работает (работал) и/или является (являлся) одним из учредителей (членов попечительского совета и т.п.);
6) эксперт является государственным служащим либо сотрудником государственного (муниципального) учреждения, которому подведомственно аккредитуемое лицо;
7) иные случаи, ставящие под сомнение независимость эксперта.
Аккредитованное лицо самостоятельно имеет право заявить в Росаккредитацию о наличии конфликта интересов и попросить заменить эксперта (экспертов).
Но независимо от действий аккредитованного лица (заявителя) в вышеописанных случаях эксперту целесообразно уведомить Росаккредитацию о возможном наличии конфликта интересов, указав соответствующую причину, и дождаться согласия на продолжение работы по аккредитации (ПК) либо решения о замене эксперта.
В практике Росаккредитации имеются случаи лишения статуса в связи с установлением фактов наличия в деятельности экспертов конфликта интересов на основании поступивших жалоб. В частности, в конце 2015 года начале 2016 года было прекращено действие аттестации двух экспертов по аккредитации, занимавших административные должности в общественных организациях, членами которых являлись аккредитованные лица, и участвовавших в работах по аккредитации данных юридических лиц, не поставив в известность Росаккредитацию.
М.А.ЯКУТОВА