Рейтинг@Mail.ru

"Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года"

Утверждаю

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

3 сентября 2011 г. N Пр-2613

ОСНОВЫ

ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

I. Общие положения

1. Настоящие Основы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военной доктриной Российской Федерации и определяют основные направления развития в области гражданской обороны.

2. Единая государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны представляет собой систему официальных взглядов на совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Единая государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны направлена на формирование эффективного механизма реализации органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами своих полномочий и прав в данной сфере.

4. Единая государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

5. Проведение единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны является важной задачей по совершенствованию оборонного строительства, обеспечению безопасности государства и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в осуществлении защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновений чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

II. Основные факторы, определяющие единую

государственную политику Российской Федерации в области

гражданской обороны на период до 2020 года

6. Основные направления единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны определяются следующими факторами:

а) сохраняющееся стремление ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией;

б) усиление угроз террористического характера, в том числе с нанесением поражения критически важным и потенциально опасным объектам инфраструктуры Российской Федерации;

в) сохранение тенденции развития и укрепления НАТО;

г) изменение характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физических принципах;

д) снижение уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и рост влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование.

7. Несмотря на достигнутые договоренности о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического и биологического оружия, не устранена полностью угроза распространения оружия массового поражения. Возрастает угроза приобретения этого оружия и средств его доставки негосударственными структурами, включая террористические организации.

8. Ежегодно увеличивается количество природных и техногенных чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, в том числе крупных пожаров, требующих привлечения сил и средств гражданской обороны для их ликвидации.

9. Для обеспечения постоянной готовности к выполнению возложенных задач в мирное и военное время войска гражданской обороны реорганизованы в спасательные воинские формирования. Для выполнения отдельных задач гражданской обороны предусматривается создание специальных формирований.

10. Для адекватного и своевременного реагирования на сохраняющиеся и перспективные угрозы основными направлениями единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года являются:

а) развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;

б) совершенствование системы управления гражданской обороны;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) развитие сил гражданской обороны;

д) сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

е) совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;

ж) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

III. Основные направления единой государственной

политики Российской Федерации в области гражданской обороны

на период до 2020 года

Развитие нормативно-правовой базы в области

гражданской обороны

11. Реализация единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны обеспечит совершенствование законодательства в области гражданской обороны и позволит:

а) завершить создание системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий;,

б) переработать нормативные правовые акты и методические документы, определяющие порядок перевода на условия военного времени и ведения гражданской обороны, с учетом требований законодательства в области мобилизации и мобилизационной подготовки в Российской Федерации;

в) совершенствовать надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны, в том числе административную ответственность за невыполнение требований в области гражданской обороны.

Совершенствование системы управления гражданской обороны

12. Совершенствование системы управления гражданской обороны направлено на обеспечение устойчивого управления мероприятиями гражданской обороны в различных условиях и предусматривает:

а) развитие системы управления гражданской обороны в рамках единой системы государственного и военного управления Российской Федерации;

б) развитие пунктов управления гражданской обороны, в том числе мобильных (подвижных), определение предъявляемых к ним требований и оснащение их современными средствами связи и оповещения, обработки информации и передачи данных;

в) развитие технической основы системы управления гражданской обороны с использованием современных программных средств и информационных технологий управления;

г) повышение эффективности системы управления гражданской обороны путем развития центров управления в кризисных ситуациях в федеральных округах и субъектах Российской Федерации с возложением на них задач по обеспечению координации выполнения мероприятий гражданской обороны и управления силами гражданской обороны;

д) совершенствование информационной поддержки принятия управленческих решений при обеспечении гражданской обороны с использованием возможностей центров управления в кризисных ситуациях.

Совершенствование методов и способов защиты населения,

материальных и культурных ценностей от опасностей,

возникающих при ведении военных действий или вследствие

этих действий, а также при возникновении чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера

13. Совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляется путем реализации следующих мероприятий:

а) завершение создания локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов;

б) поддержание в постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, органов управления и сил гражданской обороны, осуществление ее модернизации на базе современных технических средств связи;

в) переработка градостроительных норм с учетом необходимости освоения подземного пространства городов для укрытия населения при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществления мер по повышению защищенности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации;

г) улучшение качества содержания и использования в установленном порядке в мирное время защитных сооружений гражданской обороны;

д) поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны, обеспечивающих защиту работающей смены объектов экономики, продолжающих работу в военное время, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

е) совершенствование учета защитных сооружений гражданской обороны и контроля за их состоянием и содержанием, в том числе организация и проведение их инвентаризации;

ж) разработка средств индивидуальной защиты нового поколения, создание современных технических средств радиационной, химической и биологической защиты населения;

з) обеспечение средствами индивидуальной защиты населения, проживающего вблизи химически опасных объектов;

и) совершенствование деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

к) создание и содержание в интересах гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, формирование эффективного механизма их накопления, хранения и использования по предназначению;

л) совершенствование мер, направленных на первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, разработка типовых схем и рекомендаций по возведению временных поселений (пунктов временного размещения), полевых госпиталей и медицинских пунктов, создание мобильных комплексов технических средств для коммунально-бытового обслуживания пострадавшего населения;

м) заблаговременная подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации, к размещению и всестороннему обеспечению эвакуируемого населения, а также к работе в этих районах выводимых из городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, лечебно-профилактических учреждений.

Развитие сил гражданской обороны

14. Развитие сил гражданской обороны направлено на повышение их готовности к решению возложенных задач и минимизации возможных потерь среди населения и материального ущерба в результате опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

15. Основными мероприятиями в этой сфере являются:

а) создание в мирное время группировки сил гражданской обороны, способной эффективно выполнять задачи в области гражданской обороны в мирное и военное время;

б) развитие спасательных воинских формирований, оснащение их новыми высокоэффективными и многофункциональными образцами техники и оборудования, внедрение робототехнических средств;

в) развитие сил и средств авиационного обеспечения экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе в зонах военных конфликтов;

г) внедрение новых технологий спасания и автоматизированных информационно-управляющих систем;

д) оснащение аварийно-спасательных формирований современными аварийно-спасательными средствами;

е) совершенствование организаций и состава сил гражданской обороны с учетом возложения на подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы задач гражданской обороны и создаваемых на военное время специальных формирований в целях решения задач в области гражданской обороны;

ж) совершенствование системы подготовки сил гражданской обороны с учетом развития и внедрения новых приемов и способов ведения аварийно-спасательных работ, а также работ, связанных с выполнением других задач гражданской обороны.

Сохранение объектов, необходимых для устойчивого

функционирования экономики и выживания населения

в военное время

16. Сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, предполагает:

а) рациональное размещение производственных фондов на территории Российской Федерации с учетом опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий;

б) разработку отраслевых перечней мероприятий, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

в) разработку и осуществление мероприятий по комплексной маскировке критически важных и потенциально опасных объектов, подлежащих в условиях военного времени защите от современных средств поражения;

г) развитие способов и средств повышения устойчивого функционирования производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения;

д) создание необходимых объемов резервов энергоресурсов, сырья, комплектующих изделий и материалов для обеспечения бесперебойной работы объектов, а также для быстрейшего восстановления их функционирования в случае выхода из строя.

Совершенствование системы обучения населения, подготовки

должностных лиц и работников в области гражданской обороны

17. Важной составной частью реализации единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны является обучение различных групп населения в данной области.

18. Совершенствование системы обучения населения и подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны осуществляется проведением следующих мероприятий:

а) разработка и внедрение новых программ и методов обучения с использованием компьютерных технологий и тренажеров по развитию навыков поведения и осуществления действий в чрезвычайных ситуациях;

б) увеличение охвата обучения населения за счет активного использования средств массовой информации и развития Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

в) проведение обязательного обучения соответствующих групп населения в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны;

г) осуществление комплекса мер по реконструкции существующей учебно-материальной базы учебно-методических центров и курсов гражданской обороны;

д) повышение качества и эффективности командно-штабных (штабных) учений и тренировок по гражданской обороне, а также тактико-специальных учений с органами управления и силами гражданской обороны.

Развитие международного сотрудничества в области

гражданской обороны

19. В целях формирования духа добрососедства и содружества с учетом эффективного использования научно-технического и иного потенциала мирового сообщества развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны предполагает:

а) совершенствование международной договорно-правовой базы в области гражданской обороны и чрезвычайного гуманитарного реагирования;

б) гармонизацию национальных правовых актов в области гражданской обороны с целью формирования правовой базы Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза, Шанхайской организации сотрудничества с учетом потенциала и специфики деятельности каждой из этих многосторонних структур;

в) внедрение российских технологий спасания в международные программы обеспечения безопасности и борьбы с катастрофами в рамках сотрудничества со странами Европейского союза, Шанхайской организации сотрудничества и другими странами, а также с международными организациями системы ООН;

г) анализ современных технологий в области гражданской обороны иностранных государств и международных организаций с целью внедрения лучших из них в Российской Федерации;

д) участие органов управления и сил гражданской обороны в мероприятиях, проводимых Международной организацией гражданской обороны, и оказание содействия в обучении и подготовке иностранных специалистов в области гражданской обороны;

е) продолжение политики активного участия органов управления и сил гражданской обороны в международных акциях, направленных на защиту и спасание населения в зонах бедствий и оказание гуманитарной помощи.

IV. Реализация единой государственной политики Российской

Федерации в области гражданской обороны

20. Единая государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права.

21. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, руководит гражданской обороной в соответствии с полномочиями, возложенными на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

22. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

23. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций организуют и проводят мероприятия по гражданской обороне в пределах своих полномочий и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач.

24. Единая государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны реализуется:

а) в ходе деятельности государства во внешнеполитической, экономической, оборонной и иных сферах;

б) обеспечением мероприятий по гражданской обороне за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций, в том числе разработкой и выполнением целевых программ в области гражданской обороны;

в) осуществлением мероприятий по гражданской обороне в рамках государственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики Российской Федерации, планов гражданской обороны и защиты населения, планов гражданской обороны;

г) организацией и проведением научных исследований в области гражданской обороны.

25. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться по мере состояния социально-экономического развития общества и изменения характера угроз, которые могут возникнуть на территории Российской Федерации в мирное и военное время.

Другие документы по теме
"О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(ред. от 26.10.2009) "О составлении и представлении страховыми организациями в составе промежуточной отчетности в порядке надзора за 9 месяцев 2009 года формы N 7п-страховщик и формы N 14п-страховщик"
Ошибка на сайте