<Письмо> ПФ РФ от 29.01.1993 N ЮИ-1/326-ИН
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 января 1993 г. N ЮИ-1/326-ИН
О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ
ПРОВЕРОК ПРАВИЛЬНОСТИ РАСЧЕТОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ПЕНСИОННЫМ
ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для использования в практической деятельности прилагаемые Методические указания по проведению документальных проверок правильности расчетов работодателей с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Первый заместитель
Председателя Правления ПФР
Ю.ИВАКИН
Приложение
к письму ПФР
от 29 января 1993 г. N ЮИ-1/326-ИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ПРАВИЛЬНОСТИ РАСЧЕТОВ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, а также расходованием средств ПФР осуществляют уполномоченные и другие представители Фонда, определенные законодательством.
2. Документом, подтверждающим право на проведение проверки правильности расчетов работодателей с ПФР, является служебное удостоверение должностных лиц, перечисленных в пункте 1 настоящих Методических указаний.
3. Срок проведения проверки - до 7 дней. При необходимости этот срок может быть продлен с разрешения руководства отделения ПФР.
4. Перед проверкой из карточки лицевого счета работодателя - плательщика страховых взносов выписываются данные о суммах средств, перечисленных в ПФР.
5. Проверке подлежат документы за текущий год, включая законченный по данным бухгалтерского учета отчетный период (квартал - в условиях использования вычислительной техники, месяц - при ручной обработке документов), и за предшествующий календарный год. Проверка документов за более ранние периоды производится лишь при обнаружении злоупотреблений в расходовании средств или сокрытии сумм оплаты труда, на которые следовало начислять взносы.
6. Для предприятий и организаций всех форм собственности действует система бухгалтерского учета, регламентированная Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56, а для учреждений, состоящих на государственном бюджете, - Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства финансов СССР от 10 марта 1987 г. N 61 (с последующими изменениями).
Единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности определяются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10.
7. Бухгалтерский учет осуществляется с помощью балансовых счетов, имеющих соответствующие наименования и номера (шифры).
Организация бухгалтерского учета на предприятиях, в организациях и учреждениях имеет отличительные особенности. Так, ряд счетов в учете имеют одинаковое наименование, но различные номера. На предприятиях и в организациях обобщение бухгалтерских данных осуществляется в журналах - ордерах и Главной книге, тогда как в бюджетных учреждениях - в мемориальных ордерах и книге "Журнал - главная".
Однако, несмотря на эти особенности, принципы отражения затрат производства и расходов по бюджету, порядок расходования денежных средств, документальное оформление кассовых и банковских операций, расчетов с рабочими и служащими по оплате труда и др. одинаковы.
Например, карточки - справки (лицевые счета) или книги по расчетам с рабочими и служащими, платежные и расчетно - платежные ведомости на выплату заработной платы, премий, пособий и т.п., сводные (накопительные) ведомости по начислению всех видов заработка, обобщение бухгалтерских проводок в журналах - ордерах и мемориальных ордерах и их фиксация в Главной книге или в книге "Журнал - главная" носят, по существу, унифицированный характер в бухгалтерском учете как на предприятиях и в организациях, так и бюджетных учреждениях.
8. При проверке полноты начисления и своевременности уплаты страховых взносов, а также правильности расходования средств ПФР следует иметь в виду, что расчеты с Фондом связаны следующими балансовыми счетами:
9. Последовательность составления бухгалтерских проводок в журналах - ордерах и мемориальных ордерах по начислению страховых взносов и перечислению их в ПФР, а также по расходам за счет его средств приведена в следующей таблице:
10. Для проверки полноты начисления и уплаты страховых взносов используются следующие документы:
Первичные документы по назначению пособий из средств ПФР по всем видам выплат на лиц, получающих пособия. При этом следует обратить особое внимание на недопустимость отнесения за счет ПФР (дебет счетов 69-2 и 198) сумм пособий, которые должны быть выплачены за счет средств социального страхования (дебет счетов 69-1 и 171) или местного (городского, районного) бюджета (дебет счетов 68 и 158).
Дополнительно, в случае необходимости подтверждения той или иной выплаты, проверяются кассовые документы по выплате зарплаты, пособий и др., а также приказы и распоряжения по выплате премий и единовременных вознаграждений.
При выплате заработной платы в натуральном выражении проверяются специализированные формы учета натуральной оплаты труда.
11. Расчеты банков по оплате труда с персоналом и с ПФР связаны следующими балансовыми счетами:
Начисление оплаты труда (зарплаты, премий), персоналу банков отражается бухгалтерскими проводками по дебету счетов 016, 971 в корреспонденции со счетом 904-1; начисление страховых взносов от начисленной суммы оплаты труда - по дебету счетов 016, 971 в корреспонденции со счетом 904-6.
Удержание из зарплаты (премии) персонала страховых взносов отмечается по дебету счета 904-1 в корреспонденции со счетом 904-6.
Начисление и выплата пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет в бухгалтерских проводках записывается соответственно по дебету счета 904-6 и кредиту счета 904-1 и по дебету счета 904-1 и кредиту 030 (031).
Перечисление страховых взносов отражается по дебету счета 904-6 и кредиту счета 042 (161).
12. В ходе проверки заполняется справка о начислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (Приложение к Акту).
Заполнение указанной справки начинается с занесения в графу 13 остатка просроченной задолженности на начало проверяемого периода. Далее производятся записи по месяцам проверяемого периода, при этом количество заполняемых строк для каждого месяца зависит от видов страховых тарифов, которые должны применяться на данном предприятии (организации, учреждении), и количества произведенных платежей в ПФР.
Расчетным путем ежемесячно выводятся показатели сокрытой (заниженной) суммы оплаты труда (графа 4), просроченной задолженности (графы 13, 14), количество просроченных дней (графа 15), сумма пени (графы 16, 17), сумма финансовых санкций (графа 18).
Суммы не принятых к зачету расходов отражаются в строках графы 8, в течение проверяемого периода не влияют на величину суммы к перечислению и не участвуют в расчете пени.
На конец проверяемого периода в итоговой строке выводятся:
общая сокрытая (заниженная) сумма оплаты труда (графа 4);
общая сумма не принятых к зачету расходов (графа 8);
остаток непросроченной задолженности по страховым взносам на очередную дату уплаты взносов (сумма, подлежащая перечислению за последний месяц проверяемого периода, графы 9, 10);
остаток просроченной задолженности на конец проверяемого отчетного периода (графы 13, 14);
общие суммы начисленных и уплаченных пени (графы 16, 17);
общая сумма финансовых санкций (графа 18).
13. Результаты проверки заносятся в Акт (форма прилагается).
Строка 1. Сокрытая (заниженная) сумма начисленной оплаты труда переносится из графы 4 итоговой строки справки.
Строка 2. Доначислено страховых взносов, рассчитывается следующим образом:
непросроченных - как разница между непросроченной задолженностью по результатам проверки (графа 9 итоговой строки справки) и по данным работодателя;
просроченных - как разница между просроченной задолженностью на конец проверяемого периода (графа 13 итоговой строки справки) и по данным работодателя на конец проверяемого периода.
Показатели строки 2 могут быть со знаком плюс (+) - за работодателем или минус (-) - за ПФР.
При установлении задолженности за ПФР принимается решение о зачете ее в счет будущего периода или возврате, которое отражается в строке 6 Акта.
Строка 3. Начислено пени - это разница между начисленной и уплаченной суммой пени (графы 16, 17 итоговой строки справки).
Строка 4. Сумма не принятых к зачету расходов переносится из графы 8 итоговой строки справки.
Строка 5. Сумма финансовых санкций расписывается по видам наложенных финансовых санкций и общая сумма соответствует графе 18 справки.
14. Установленные в результате проверки суммы к платежу подлежат перечислению на счет ПФР в 10-дневный срок.
15. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается лицами, проходившими проверку, руководителем и главным (старшим) бухгалтером предприятия, организации, учреждения.
Заполнение Акта карандашом не допускается. Все исправления в Акте должны быть оговорены за подписями лиц, подписавших Акт.
Особое мнение работодателя отражается в Акте проверки.
В случае отказа работодателя от подписи Акта в нем делается соответствующая отметка.
Первый экземпляр Акта остается у работодателя, второй - у лиц, производивших проверку, а третий - направляется в отделение ПФР для обеспечения контроля за своевременным и полным поступлением средств фонда и принятия в установленном порядке соответствующего решения по результатам проверки.
* * *
Образцы заполнения Справки о начислении страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации и Акта по результатам документальной проверки расчетов работодателей и иных плательщиков страховых взносов с Пенсионным фондом Российской Федерации прилагаются.
Остаток задолженности по данным проверки на конец проверяемого периода:
Всего 41117, в т.ч. взносов 15650, из них: просроч. 1860; пени 5167; финанс. санкций 20000; не принято к зачету расходов 300.