<Письмо> ПФ РФ от 22.11.2022 N СЧ-021-24/28763
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 ноября 2022 г. N СЧ-021-24/28763
О ДОКУМЕНТАХ, ВЫДАННЫХ НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ
Пенсионный фонд Российской Федерации относительно возможности приема документов, выданных компетентными органами (организациями) новых субъектов Российской Федерации <1>, в целях пенсионного обеспечения лиц, переселившихся из названных субъектов, с учетом позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <2> сообщает следующее.
--------------------------------
<1> Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области (далее - новые субъекты).
<2> Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2022 N 21-1/10/В-15877.
Согласно положениям статей 14 федеральных конституционных законов N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 8-ФКЗ <3> граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территориях новых субъектов на день их принятия в Российскую Федерацию, приобретшие гражданство Российской Федерации, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья.
--------------------------------
<3> Федеральные конституционные законы от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерации Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" (далее - федеральные конституционные законы N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 8-ФКЗ).
При этом указанным гражданам гарантируется предоставление пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме в размерах (объемах), установленных соответствующими актами этих субъектов, вплоть до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам.
В течение переходного периода особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме вышеуказанной категории граждан и лиц, а также особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки на территориях новых субъектов на день их принятия в Российскую Федерацию устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <4>.
--------------------------------
<4> Статья 31 федеральных конституционных законов N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 8-ФКЗ.
Со дня принятия новых субъектов в Российскую Федерацию до 01.01.2026 действует переходный период, в течение которого будут урегулированы вопросы интеграции этих субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Положениями статей 12 федеральных конституционных законов N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 8-ФКЗ предусматривается, что документы, подтверждающие гражданское состояние, трудовой (страховой) стаж, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме, право на получение медицинской помощи, таможенные документы, выданные государственными и иными официальными органами новых субъектов, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины, действовавшие на территории новых субъектов на день принятия в Российскую Федерацию, на территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов новых субъектов, если иное не предусмотрено данными федеральными конституционными законами либо не вытекает из самих документов или существа отношений.
Особенности признания на территории Российской Федерации и действия документов, в том числе при совершении сделок, могут быть установлены федеральным законом.
Таким образом, из норм вышеперечисленных федеральных конституционных законов вытекает, что документы, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме, право на получение медицинской помощи, выданные органами публичной власти новых субъектов, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины, признаются и действуют на территории Российской Федерации в течение переходного периода либо до принятия федерального закона, устанавливающего особенности признания и действия на территории Российской Федерации данных документов.
К данным документам относятся документы об установлении инвалидности или категории "ребенок-инвалид", выданные уполномоченным органом новых субъектов или Украины (справка к акту освидетельствования медико-социальной экспертной комиссии, медицинское заключение на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет).
Согласно статье 4 федеральных конституционных законов N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 8-ФКЗ нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области действуют на соответствующих территориях до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта соответствующего нового субъекта.
Исходя из этого, проведение медико-социальной экспертизы на территориях новых субъектов до 1 января 2026 года осуществляется в соответствии с их правовыми актами.
Одновременно отмечаем, что в настоящее время подготовлен проект федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также установлении величины прожиточного минимума на указанных территориях" <5>, предусматривающий, что реализация права на получение мер социальной защиты (поддержки) осуществляется гражданами с 1 января 2023 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих статус гражданина, дающий право на указанные меры социальной защиты (поддержки), либо иных документов, выданных до 31 декабря 2022 года уполномоченными органами в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях новых субъектов, а также законодательством Украины или законодательством Союза ССР <6>, с учетом особенностей, установленных названным законопроектом.
--------------------------------
<5> Далее - законопроект.
<6> Далее - документы, выданные до 31 декабря 2022 года.
Документы, выданные до 31 декабря 2022 года и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык.
С 1 января 2023 г. признание лица инвалидом на территориях новых субъектов будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Замена документов об установлении инвалидности или категории "ребенок-инвалид", выданных на указанных территориях, на соответствующие документы по российскому законодательству будет осуществляться до 1 января 2026 года в рамках проведения медико-социальной экспертизы.
При этом в период с 1 января 2023 г. до 1 января 2026 года при предоставлении мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II и III группы инвалидности либо категорию "ребенок-инвалид", установленные в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях новых субъектов на день принятия их в состав Российской Федерации, указанные группы и категория будут считаться эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории "ребенок-инвалид", установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного переосвидетельствования в соответствии с российским законодательством.
Учитывая изложенное, лицам, переселившимся с территорий новых субъектов, в течение переходного периода пенсия может назначаться на основании документов, выданных компетентными органами новых субъектов или Украины.
Территориальным органам ПФР следует учитывать данную информацию при организации работы по пенсионированию лиц, переселившихся из новых субъектов Российской Федерации.
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правления
С.А.ЧИРКОВ