<Письмо> ПФ РФ от 17.06.2003 N ЛЧ-25-31/6233
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2003 г. N ЛЧ-25-31/6233
Пенсионный фонд Российской Федерации направляет для использования в работе письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.05.2003 N 1022-16 по вопросу пенсионного обеспечения лиц, выехавших (выезжающих) на постоянное жительство в бывшие социалистические страны, и просит довести его до региональных отделений ПФР округа.
Заместитель
Председателя Правления
Л.И.ЧИЖИК
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2003 г. N 1022-16
Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России по вопросу пенсионного обеспечения граждан, выехавших на постоянное жительство в бывшие социалистические страны, с которыми СССР заключил соглашения в области социального обеспечения, в том случае, если указанным гражданам власти этих государств в течение определенного периода времени не предоставили статуса "постоянное проживание", сообщает следующее. Согласно общепризнанным нормам международного права, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, применяются правила международного договора.
Данная норма закреплена в национальных законодательствах практически всех государств, в т.ч. в законодательстве Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В настоящее время действуют 5 двусторонних международных договоров, заключенных СССР с бывшими соцстранами (Чехией и Словакией, Болгарией, Румынией, Венгрией, Монголией).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 02.12.59, если пенсионер переселяется с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны, то орган социального обеспечения, который выплачивает пенсию, прекратит выплату пенсии с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место переселение.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Соглашения от 02.12.59 орган социального обеспечения Договаривающейся Стороны, на территорию которой переселяется пенсионер, предоставляет пенсионеру после его переселения пенсию согласно законодательству этой Договаривающейся Стороны.
Аналогичные нормы закреплены в соглашениях о социальном обеспечении с другими перечисленными государствами.
При этом в указанных договорах нет нормы, что закреплена в ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92, согласно которой можно было бы продолжать выплату российской пенсии при отсутствии права на пенсию соответствующего вида в другом государстве.
В этой связи выход из сложившейся ситуации, по нашему мнению, возможен только через организацию разъяснительной работы через заграничные учреждения МИД России в государствах - участниках соглашений, а также органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в Российской Федерации, о том, что гражданам до получения статуса постоянного проживания в этих странах целесообразно сохранять регистрацию по месту жительства на территории России и продолжать получение пенсии на территории Российской Федерации.
Руководитель
Департамента по вопросам
пенсионного обеспечения
Ю.В.ВОРОНИН