О некоторых вопросах, возникающих при разрешении арбитражными судами споров о взыскании убытков с государственных органов
<Письмо> МВД России от 30.04.2019 N 3/197705064809
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 апреля 2019 г. N 3/197705064809
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Обращение, поступившее из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по вопросу выдачи документа, содержащего сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, рассмотрено, сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <1> МВД России наделено полномочием на ведение базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <2>, содержащий в себе информацию о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации. Учет граждан осуществляется по персоналиям, ведение учета жилых помещений на МВД России не возложено.
--------------------------------
<1> Далее - "Закон".
<2> Далее - "база данных".
Ранее Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288, было предусмотрено, что ведение и хранение карточек регистрации, поквартирных карточек, домовых книг осуществлялось лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <3>, в число которых включены собственники жилых помещений, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями.
--------------------------------
<3> Далее - "лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов".
Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 9 февраля 2018 г. N АКПИ17-1007 отметил, что ФМС России (в настоящее время - МВД России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий предоставление государственных услуг в сфере миграции и регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, полномочиями по установлению порядка деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не наделен, а порядок работы таких лиц не является предметом регулирования упомянутого Административного регламента.
В этой связи с учетом указанного решения Верховного Суда Российской Федерации, а также отсутствием в Законе и Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, обязанности по хранению органами регистрационного учета карточек регистрации, поквартирных карточек и домовых книг, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984 <1>, не содержит положений, предусматривающих порядок их ведения и хранения.
--------------------------------
<1> Далее - "Административный регламент".
Следует отметить, что вопросы предоставления сведений о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, не являются предметом регулирования Административного регламента.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом МВД России при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденным приказом МВД России от 30 сентября 2017 г. N 752.
Относительно высказываемой возможности регистрации граждан без согласия собственника жилого помещения поясняем, что регистрация граждан по месту пребывания и жительства - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания или месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания или месте жительства. Во всех случаях оформлению регистрации, носящей административный характер и являющейся вторичной, предшествует вселение в жилое помещение. В заявлениях о регистрации, форма которых установлена Административным регламентом, предусмотрено наличие подписи собственника (нанимателя) жилого помещения, подтверждающего вселение гражданина в жилое помещение.
Кроме того, Административным регламентом предусмотрено наличие письменного согласия о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя и всех участников долевой собственности.
Заместитель начальника
Управления по паспортной
и регистрационной работе
Н.И.БЫЧКОВ