<Письмо> МВД России от 30.06.2008 N 13/2-119
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ПИСЬМО
от 30 июня 2008 г. N 13/2-119
О ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Направляются для использования в практической работе сведения о дорожно-транспортных происшествиях при перевозках опасных грузов (приложение N 1) и разъяснения по применению отдельных положений Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (приложение N 2).
Первый заместитель начальника
генерал-майор милиции
В.В.ШВЕЦОВ
Приложение N 1
к письму Департамента
ОБДД МВД России
от 30.06.2008 N 13/2-119
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Статистические данные и анализ
дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных
средств, перевозивших опасные грузы, 2005 - 2007 годы
Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусматривают реализацию дополнительных мер, позволяющих предупредить или снизить негативное воздействие свойств указанных грузов на население и территории. При этом особое внимание уделяется классификации грузов, их упаковке, способам и условиям перевозки, специальной подготовке персонала к участию в перевозочном процессе и соблюдению этим персоналом требований безопасности, а также конструкции и дополнительному оборудованию транспортных средств, используемых для перевозок.
Последствия дорожно-транспортных происшествий при перевозках опасных грузов отличаются, как правило, высокой тяжестью, во многом обусловленной свойствами указанных грузов. Характерно, что эти последствия нередко проявляются не только в отношении непосредственных участников происшествий. Так, например, в ряде случаев существенное значение имеет информация об объектах, расположенных в непосредственной близости от места происшествия.
Названные обстоятельства вызывают необходимость в сборе и анализе указанных сведений в целях изучения причин и условий возникновения происшествий при перевозках опасных грузов и принятия мер по устранению этих причин и условий.
Кроме того, информация о происшествиях при перевозках опасных грузов весьма актуальна для персонала, связанного с ликвидацией последствий этих происшествий, поскольку эта деятельность сопряжена с риском для их жизни и здоровья.
Происшествия при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия <1> и согласно Правилам учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647, подлежат учету органами внутренних дел, владельцами транспортных средств, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог.
--------------------------------
<1> Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Однако в государственную статистическую отчетность включаются только сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. По этой причине происшествия, последствиями которых является лишь полная или частичная утрата опасного груза, в государственную статистическую отчетность не входят.
Согласно установленному порядку на каждое дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали люди, оформляется карточка учета, в которой, наряду с другими сведениями, указывают допущенные водителем транспортного средства нарушения, явившиеся причинами происшествия. Формат карточки предусматривает возможность указывать на нарушение правил перевозки опасных грузов в качестве причины происшествия. Вместе с тем большинство происшествий при перевозках опасных грузов с данным видом нарушений не связано.
Таким образом, выделить из общего массива сведений, включенных в государственную статистическую отчетность, можно только те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили ранения люди, причиной которого явилось нарушение водителем правил перевозки опасных грузов.
Эти обстоятельства существенно затрудняют сбор необходимой информации о дорожно-транспортных происшествиях при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом.
В 2005 - 2007 годах в МВД России поступила информация о 219 дорожно-транспортных происшествиях с участием транспортных средств, перевозивших опасные грузы. В результате этих происшествий погибли 82 и получили ранения 159 человек, утрачено более 900 т опасных грузов.
Характерно, что количество происшествий и число погибших в 2007 году сопоставимо с соответствующими показателями двух предыдущих лет вместе взятых.
Тяжесть последствий происшествий при перевозках опасных грузов составила 34 погибших на 100 пострадавших, что более чем в три раза выше, чем в дорожно-транспортных происшествиях, не связанных с такими перевозками.
Основную часть опасных грузов, находившихся на транспортных средствах при происшествиях, составляли легковоспламеняющиеся вещества (дизельное топливо, бензин, нефть, пропан, метанол, изопропанол, этилацетат, газовый конденсат).
Для перевозки опасных грузов использовались как одиночные механические транспортные средства, так и автопоезда. В среднем на каждом автомобиле или автопоезде находилось 13 т опасных грузов. 124 происшествия произошли при перевозках опасных грузов автопоездами.
Происшествия при перевозках опасных грузов по видам распределись следующим образом:
опрокидывание транспортного средства - 97;
столкновение транспортных средств - 89;
наезд на стоящее транспортное средство - 13;
наезд на пешехода - 8;
наезд на препятствие - 3;
иные - 9.
Все опрокидывания (за исключением одного) произошли с транспортными средствами-цистернами (одиночное механическое транспортное средство или прицеп (полуприцеп)-цистерна в составе автопоезда). При этом 84 происшествия связаны с несоблюдением водителями этих транспортных средств требований безопасности дорожного движения, 10 - с технической неисправностью транспортных средств. Каждое третье (29 из 84) опрокидывание произошло на криволинейных участках автодорог. В 85 из 97 опрокидываний происходила полная или частичная утрата опасных грузов. Всего при опрокидываниях было утрачено около 620 т таких грузов. В результате 12 опрокидываний происходило их возгорание.
Из общего количества столкновений 29 - явились следствием несоблюдения водителями транспортных средств с опасными грузами требований безопасности дорожного движения, 60 - водителями иных транспортных средств. В 31 из 89 столкновений происходила полная или частичная утрата опасных грузов. Всего при столкновениях было утрачено более 193 т таких грузов. В результате 6 столкновений происходило их возгорание.
Происшествия по местам совершения:
вне населенных пунктов - 187 происшествий;
в населенных пунктах - 32 происшествия.
Происшествия по времени суток:
дневное время (с 6 до 22 ч) - 189 происшествий;
ночное время (с 22 до 6 ч) - 30 происшествий.
Водители транспортных средств с опасными грузами, участвовавшие в происшествиях, как правило, имели свидетельства о прохождении соответствующей специальной подготовки. Исключение из этого положения составили 5 происшествий, в результате которых утрачено 54,1 т опасных грузов.
Средний стаж работы водителей транспортных средств с опасными грузами, участвовавших в происшествиях, составил 17 лет.
Грубые нарушения режима труда и отдыха установлены в 8 происшествиях, когда водители без отдыха управляли транспортными средствами от 10 до 22 часов. В других происшествиях среднее время нахождения водителя за рулем составило около 3 часов.
В 2007 году произошло 31 происшествие (29% общего количества происшествий), связанное с несоблюдением собственниками (владельцами) транспортных средств, перевозивших опасные грузы, требований нормативных правовых актов, регламентирующих:
- порядок выполнения перевозок тяжеловесных грузов (13 происшествий);
- допуск транспортных средств к перевозкам опасных грузов (7 происшествий);
- режим труда и отдыха водителей (6 происшествий);
- допуск водителей к перевозкам опасных грузов (5 происшествий).
Выводы
1. Происшествия при перевозках опасных грузов характеризуются высокой тяжестью последствий.
2. Следствием большинства происшествий при перевозках опасных грузов является полная или частичная утрата перевозимых грузов.
3. Ликвидация последствий большинства происшествий при перевозках опасных грузов связана с мерами по предупреждению возгораний легковоспламеняющихся веществ либо тушением пожаров, возникших в результате этих происшествий.
4. Основной причиной происшествий при перевозках опасных грузов являются нарушения требований безопасности дорожного движения, допущенные как водителями транспортных средств, на которых осуществлялась перевозка указанных грузов, так и водителями иных транспортных средств.
5. Значительное количество опрокидываний транспортных средств-цистерн является следствием отсутствия у водителей необходимых навыков управления такими транспортными средствами.
6. Значительное количество происшествий при перевозках опасных грузов связано с несоблюдением собственниками (владельцами) транспортных средств требований нормативных правовых актов, регламентирующих режим труда и отдыха водителей, допуск водителей и транспортных средств к перевозкам опасных грузов, порядок выполнения перевозок тяжеловесных грузов.
В первом полугодии 2008 года в Департамент ОБДД МВД России поступила информация о 34 дорожных происшествиях (в том числе 16 опрокидываний, 14 столкновений, 1 наезд на пешеходов, 3 наезда на стоящие транспортные средства) с участием транспортных средств, осуществлявших перевозки опасных грузов, в которых погибли 16 и получили ранения 34 человек, утрачено 125 т указанных грузов. Из-за несоблюдения водителями транспортных средств с опасными грузами правил дорожного движения произошло 17 (50%) происшествий, в 4 из которых установлены факты несоблюдение требований безопасности должностными лицами транспортных организаций. Совершению 3 происшествий способствовали неудовлетворительные дорожные условия.
Департамент ОБДД МВД России
Приложение N 2
к письму Департамента
ОБДД МВД России
от 30 июня 2008 г. N 13/2-119
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ
ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ (ДАЛЕЕ - ПРАВИЛА),
ПОДГОТОВЛЕННЫЕ С УЧЕТОМ ОБРАЩЕНИЙ В ДЕПАРТАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МВД РОССИИ
Департамент ОБДД МВД России
ОБРАЗЕЦ ДОПОГ-СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ