<Письмо> МНС РФ от 29.08.2003 N БК-6-07/928
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 29 августа 2003 г. N БК-6-07/928
О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ "ВРЕМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ
ПО АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ УЧЕТУ АЛКОГОЛЬНОЙ
ПРОДУКЦИИ ПРИ ЕЕ ПРОИЗВОДСТВЕ"
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет "Временную инструкцию по автоматизированному учету алкогольной продукции при ее производстве", разработанную в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 43, ст. 4242).
Данная Инструкция вводится в действие по истечении месяца со дня утверждения взамен "Инструкции по автоматизированному учету алкогольной продукции при ее производстве", утвержденной первым заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.А. Михалевым 28.12.2000 и заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам С.В. Веревкиным-Рохальским 22.12.2000.
Прошу довести направляемую Инструкцию до нижестоящих налоговых органов и информировать организации, производящие алкогольную продукцию, о вводе ее в действие.
Б.М.КОРОЛЬ
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
Б.М.КОРОЛЬ
03.07.2003
Согласовано
Заместитель Министра
сельского хозяйства
Российской Федерации
Г.Ю.САЖИНОВ
02.07.2003
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ УЧЕТУ АЛКОГОЛЬНОЙ
ПРОДУКЦИИ ПРИ ЕЕ ПРОИЗВОДСТВЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель и назначение автоматизированного
учета алкогольной продукции
Автоматизированный учет алкогольной продукции при ее производстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Федеральным законом от 24.07.2002 N 109-ФЗ.
Целью этого учета является контроль за достоверностью первичного (цехового) учета производимой алкогольной продукции (за исключением пива), являющегося основой для формирования данных о налогооблагаемой базе организаций - производителей этой продукции.
Автоматизированный (контрольный) учет алкогольной продукции реализуется посредством оснащения оборудования для розлива алкогольной продукции автоматическими средствами измерения объема произведенной продукции, а оборудование для розлива этилового питьевого спирта и спиртных напитков, кроме того, подлежит оснащению автоматическими средствами измерения, определяющими содержание абсолютного алкоголя (крепость) и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции. Показания указанных приборов для бухгалтерского учета не используются.
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
УЧЕТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В отличие от средств автоматизированного учета, которые могут использоваться организацией - производителем алкогольной продукции для собственных целей, планирование и использование информации приборов учета осуществляют территориальные органы МНС России.
Функциональные возможности приборов учета должны также обеспечивать дистанционную передачу, обработку, хранение и выдачу (индикацию) необходимой информации контрольного учета.
2.1. Типы приборов учета
и их технические характеристики
На основе анализа характеристик и результатов производственных испытаний рекомендуется использовать для автоматизированного учета алкогольной продукции следующие приборы учета в виде двух модификаций:
первая модификация - универсальная, для учета любого вида алкогольной продукции (водки, вина, напитки, ликеры и др.);
вторая модификация - для учета водок.
По первой модификации рекомендованы для промышленной эксплуатации измерительная система "Procon" фирмы "Стратек" (Германия) и измерительная система "АЛКО-1" ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" (г. Арзамас), измерительный комплекс КСИП-2М ЗАО "Экологический центр ЗИХ" (г. Москва), комплекс КСИП-2В ООО "СпиртПриборСервис" (г. Москва), счетчик ПС-3 ЗАО "Конверсия" (г. Москва).
По второй модификации рекомендованы для промышленной эксплуатации счетчик спиртосодержащих жидкостей ПС-2 ЗАО "Конверсия" (г. Москва), измерительная система "АЛКО-2" ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" (г. Арзамас), комплексы КСИП-1 ЗАО "Экологический центр ЗИХ" (г. Москва), КСИП-2С ООО "СпиртПриборСервис" (г. Москва) и КВ-1 ЦКБ "Фотон" (г. Казань).
Для вин рекомендуется использовать объемные расходомеры-счетчики, входящие в состав средств учета, перечисленных в п. 2.1 настоящей Инструкции. На линиях розлива газированных вин и напитков эти расходомеры устанавливаются до сатуратора.
Для контрольного учета вин шампанских, игристых допускается использовать приборы учета, которые не имеют объемных расходомеров. Определение объема производства этой продукции рекомендуется выполнять с использованием счетчика штучного (бутылочного) учета УСБ-5.
2.1.1. В дальнейшем могут применяться и другие приборы, внесенные в Госреестр и рекомендованные межведомственной конкурсной комиссией.
2.1.2. Технические характеристики
При выборе типоразмера первичного преобразователя объемного расхода прибора учета в первую очередь необходимо соблюдать соответствие диаметра его условного прохода производительности линии розлива и высоте расположения напорного резервуара относительно автомата розлива, которая определяет гидростатический напор. Для типовых (промышленных) линий розлива числовое значение этого диаметра находится в диапазоне от 20 до 50 мм.
Предел допускаемой относительной погрешности контрольного прибора по измерению объема алкогольной продукции не должен превышать +/- 0,5%, а предельная погрешность счетчика продукции, разлитой в бутылки, должна составлять не более 10 бутылок на каждые 10000 учтенных. Предел абсолютной погрешности прибора учета по измерению крепости продукции не должен превышать +/- 0,5% объемных.
Полная информация о технических характеристиках конкретного прибора изложена в его инструкции (руководстве) по эксплуатации.
2.2. Порядок монтажа, эксплуатации, технического
и метрологического обслуживания приборов учета
Первичный преобразователь прибора, контролирующего объем алкогольной продукции, должен устанавливаться на максимально приближенном к автомату розлива участке трубопровода, который во время измерения всегда заполнен продукцией по всему сечению. Между фланцем этого прибора и присоединительным фланцем автомата розлива промежуточные фланцевые и другие разъемы трубопровода не допускаются (кроме отсечного клапана).
Подача продукции при выключенном питании приборов учета на розлив должна быть блокирована отсечным клапаном, установленным между первичным преобразователем объемного расхода и автоматом розлива. Для реализации этого условия необходимо цепи питания приборов учета и отсечного клапана замкнуть на отдельный коммутатор с пломбированием его корпуса.
Диаметры условного прохода трубопровода, соединяющего напорный резервуар с преобразователем, а также запорные арматуры, фильтров и других устройств, расположенных на этом трубопроводе, должны быть больше минимального диаметра участка трубопровода, соединяющего прибор учета с автоматом розлива. Весь трубопровод должен быть стационарным (допускается использование гибкого участка трубопровода).
Минимальный гидростатический напор питающей линии относительно первичного преобразователя должен составлять 0,5 м.
Участок трубопровода, соединяющий напорный резервуар с проточным счетчиком, должен иметь воздухоотводящий узел.
Приборы штучного счета должны устанавливаться таким образом, чтобы производить учет продукции непосредственно после укупорки бутылок.
Прошедшие поверку приборы учета должны подготавливаться к монтажу, монтироваться и вводиться в эксплуатацию с участием (под руководством) представителей организации-изготовителя.
Результаты учета первой после установки приборов учета рабочей смены должны анализироваться и оформляться комиссией, состоящей из представителей организации - изготовителя приборов учета и предприятия, использующего эти приборы.
Дополнительно к требованиям настоящей Инструкции необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации конкретного прибора, которая определяет порядок монтажа, использования, технического обслуживания, поверки и ремонта, а также Указаниями, представленными в приложениях N 1 - 7 (не приводятся).
На период ремонта приборов учета или их замены разрешается использовать (срок не более 30 суток) счетчик поштучного учета УСБ-5 или УМУП. Для регионов Дальнего Востока срок может быть увеличен до 45 дней.
Указанные приборы подлежат обязательному государственному метрологическому контролю и надзору. Эксплуатация приборов, не прошедших очередную поверку или с просроченным интервалом, не допускается.
Не допускается также эксплуатация приборов, не прошедших обязательное регламентное (плановое) техническое обслуживание в объеме и по технологии, предусмотренных предприятием-изготовителем.
Фланцевые соединения узла первичного преобразователя счетчика жидкости, место соединения трубопровода с автоматом розлива и ее верхняя крышка, а также все места доступа к узлам и элементам настройки, блокировки, регистрации и сброса информации и другим устройствам, влияющим на показание приборов учета, в обязательном порядке пломбируются работниками МНС России.
3. ОФОРМЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
3.1. Регистрация показаний приборов учета
По окончании каждой рабочей смены ответственными работниками цеха (участка) розлива производится запись показаний приборов учета в специальные журналы. Формы этих журналов представлены в приложении N 8 настоящей Инструкции. Перед использованием каждый журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью предприятия и завизирован работником УМНС.
3.2. Метод расчета расхождений между показаниями
контрольных приборов и данными первичного учета
Этот метод основан на общей формуле расчета расхождения между двумя результатами измерения, полученными разными способами и средствами. При этом настоящей Инструкцией устанавливаются следующие положения:
В соответствии с изложенным численное значение расхождений между показаниями приборов учета и данными основного учета (отклонение сравниваемого значения показателя от его действительного значения) можно рассчитать по следующим формулам:
3.2.1. Для продукции, поступившей на автомат розлива
а) Расхождение по объему продукции
б) Расхождение по безводному спирту
3.2.2. Для продукции, разлитой в бутылки
3.2.3. Для контроля крепости продукции
3.3. Оценка достоверности первичного учета продукции
в цехе розлива
Достоверность первичного учета продукции в цехе розлива, а также исправность приборов учета оценивается путем сравнения данных основного и контрольного учета производимой алкогольной продукции. При этом, кроме ранее указанных количественных показателей, необходимо иметь документально подтвержденные данные по объему продукции, возвращенной с линии розлива в виде исправимого и неисправимого брака, и воды, израсходованной на промывку напорного резервуара, трубопровода и автомата розлива (в частности, при переходе с одного наименования изделия на другое), а также данные о количестве производственно-технологических потерь продукции в пределах утвержденных норм потерь на ее производство и остатках продукции в незавершенном производстве.
Вычислительная операция сравнительного анализа учетных данных состоит в определении численного значения расхождений между результатами основного и контрольного способа учета - критерия достоверности. При этом используются формулы (1) - (4) с учетом условий производства алкогольной продукции.
3.3.1. Для продукции, поступившей на автомат розлива, критериями достоверности первичного учета продукции являются:
а) расхождение по объему безводного спирта (для всех видов алкогольной продукции, кроме вина):
б) расхождение по крепости продукции (кроме вина):
в) расхождение по объему продукции, поступившей на автомат розлива (для всех видов алкогольной продукции):
г) расхождение по объему продукции, розлитой в бутылки:
Результаты расчетов, полученные по формулам (5) - (8), регистрируются в журнале по форме приложения N 8.
3.3.2. Окончательной операцией оценки достоверности учета является сравнение вышеуказанных величин расхождения данных учета с соответствующей погрешностью прибора учета. При этом результаты учета признаются достоверными, когда:
3.3.3. Полученные результаты оценки достоверности учета также заносятся в соответствующие графы указанного журнала. При этом в графе "Оценка достоверности учета" следует сделать одну из следующих записей: "Достоверно" или "Не достоверно". В примечании следует указывать причины отсутствия данных контрольного учета, проведение промывки автомата розлива, отмечать внеочередную (контрольную) оценку достоверности учета и другую информацию, относящуюся к контрольному учету продукции.
Численные значения абсолютных и относительных отклонений рассчитываются по окончании каждой рабочей смены, в процессе инвентаризаций продукции, а также в других случаях, связанных с проверкой достоверности учета продукции.
3.4. Требования к организации автоматизированного
учета алкогольной продукции
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" проведение контроля за наличием, функционированием и пломбированием приборов учета возлагается на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Непосредственный контроль за состоянием автоматизированного учета алкогольной продукции и техническим состоянием приборов учета осуществляют работники территориальных органов МНС России, уполномоченные на выполнение данной работы (далее - работники МНС).
В целях качественного осуществления данного учета проводится обучение и аттестация работников МНС, контролирующих учет спирта в организациях-производителях (далее - организации).
Руководители и соответствующие ответственные работники организаций должны быть ознакомлены с обязанностями, возлагаемыми на них настоящей Инструкцией.
В целях качественного осуществления автоматизированного учета алкогольной продукции во всех цехах розлива должны быть проведены следующие мероприятия:
- определены лица, ответственные за соблюдение нормальных условий эксплуатации приборов учета;
- проведено соответствующее обучение лиц, связанных с реализацией автоматизированного учета;
- должностные инструкции всех работников, связанных с организацией и осуществлением автоматизированного учета, дополняются пунктом, предусматривающим ответственность за эту работу в соответствии с их компетенцией;
- на основании настоящей Инструкции в каждой организации разрабатываются рабочие инструкции по эксплуатации приборов учета и ведению соответствующей документации;
- из общих предельно допустимых норм потерь спирта и алкогольной продукции при ее производстве должна быть выделена часть, регламентирующая потери непосредственно на линии розлива.
3.5. Действия должностных лиц цеха розлива
в случаях выявления сверхпредельных расхождений
между данными контрольного и основного учета
или неисправности приборов учета
3.5.1. В случаях, когда анализ данных контрольного и основного учета выявляет сверхпредельные расхождения между их результатами, должностные (ответственные) лица цеха розлива обязаны выполнять следующее:
провести производственно-технологическое расследование причин нарушения учета алкогольной продукции;
оформить акт (протокол) о факте и причинах нарушения учета;
в письменной форме сообщить руководителю организации о факте сверхпредельного расхождения между основными и контрольными данными учета продукции и результатах производственно-технологического расследования.
3.5.2. В случаях, когда обнаруживается неисправность приборов учета алкогольной продукции, руководитель цеха (участка) розлива обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю организации, а по факту отказа прибора учета составить акт технического осмотра с привлечением специалиста технической службы предприятия. Даты нахождения прибора в ремонте и поверки заносятся в его паспорт и контролируются руководителями технических служб организаций, их эксплуатирующих.
4. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
УЧЕТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Руководитель организации, производящей алкогольную продукцию, обязан:
назначить ответственных за контроль технического состояния приборов учета и оформление документации контрольного учета алкогольной продукции;
организовать изучение и реализацию установленного порядка ведения автоматизированного учета алкогольной продукции;
немедленно сообщать соответствующему территориальному органу МНС России о каждом факте сверхпредельного расхождения учетных показателей, отказа приборов учета и несанкционированного вмешательства в их работу;
обеспечивать своевременный ремонт и поверку приборов учета алкогольной продукции.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПОРЯДКА УЧЕТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
К организациям, не выполняющим положения настоящей Инструкции, применяются санкции, установленные законодательством Российской Федерации за нарушение условий действия лицензии.
К основным нарушениям порядка автоматизированного учета алкогольной продукции относятся срыв и повреждение пломб.
Руководители организаций несут ответственность за:
- искажение результатов автоматизированного учета алкогольной продукции;
- отсутствие необходимой документации по учету;
- несвоевременное информирование территориальных инспекций о фактах сверхпредельных расхождений в результатах учета продукции.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
РАБОТНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МНС РОССИИ
ПРИ КОНТРОЛИРОВАНИИ СОСТОЯНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
УЧЕТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
6.1. Работник МНС обязан:
6.1.1. Контролировать исправность приборов учета алкогольной продукции, соблюдение сроков их обязательного регламентного (планового) технического обслуживания и поверки.
6.1.2. Анализировать результаты автоматизированного учета алкогольной продукции за проверяемый (отчетный) период и предоставлять требуемые данные руководству территориальной налоговой инспекции.
6.1.3. Давать заключения о необходимости отправки в ремонт приборов учета алкогольной продукции с составлением дефектной ведомости.
6.1.4. Проверять знание настоящей Инструкции у соответствующих работников предприятия.
6.1.5. Осуществлять контроль за выполнением своих предписаний.
6.1.6. Пломбировать приборы учета и подводящие коммуникации. При необходимости, по решению руководства территориальных органов МНС России и Межрегиональных инспекций МНС России, функцию опломбирования приборов учета допускается передавать от Управления МНС России по субъекту Российской Федерации инспекциям МНС России по району, району в городе, городу без районного деления.
6.1.7. При получении сверхпредельных отклонений в учете алкогольной продукции, срыве голографических наклеек (пломб), в течение 2-х суток составлять соответствующий акт и направлять его в территориальную налоговую инспекцию для принятия мер в установленном порядке.
6.2. Работник МНС имеет право:
6.2.1. По служебному удостоверению и при наличии командировочного удостоверения беспрепятственно проходить в любое время суток на территорию и все места производства алкогольной продукции подконтрольных организаций.
6.2.2. Требовать от руководителей и других работников подконтрольных организаций устных и письменных объяснений, справок, а также документацию по автоматизированному, первичному и бухгалтерскому учету алкогольной продукции, техническому и метрологическому состоянию средств учета.
6.2.3. При выявлении нарушений в эксплуатации приборов учета алкогольной продукции принимать меры к их устранению и докладывать об этом своему руководству.
6.2.4. Вносить предложения руководству проверяемой организации о наложении дисциплинарных взысканий на виновных в нарушениях настоящей Инструкции.
Приложение 8
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
УЧЕТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ