Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> МНС РФ от 26.02.2004 N 02-5-11/38@

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 26 февраля 2004 г. N 02-5-11/38@

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 25 НК РФ

Департамент налогообложения прибыли сообщает следующее.

1. Под основными средствами в целях налогообложения прибыли согласно статье 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

В случае, когда арендованное имущество соответствует указанным критериям, оно может рассматриваться арендатором в качестве основного средства.

В соответствии со статьей 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Положения указанной статьи применяются также в отношении расходов арендатора по ремонту арендованных основных средств, если договором между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств определен статьей 324 Кодекса. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Так как арендованные основные средства не являются амортизируемым имуществом (в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности), их стоимость не включается в совокупную стоимость основных средств для расчета отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт у арендатора.

Таким образом, создавать резерв под ремонт арендованных основных средств арендатор вправе только при наличии собственных амортизируемых основных средств, исходя из совокупной стоимости последних.

У арендодателя стоимость переданного в аренду имущества из совокупной стоимости основных средств не исключается.

Что касается расходов, связанных с содержанием имущества, арендованного у физического лица (в том числе не являющегося индивидуальным предпринимателем), в частности расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом, то такие расходы учитываются для целей налогообложения в случае их соответствия критериям, установленным статьей 252 Кодекса.

2. Согласно пункту 13 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 предусмотрено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы по оплате услуг банков, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг). В остальных случаях затраты по оплате услуг банков учитываются в составе внереализационных расходов.

Кредитная линия - это юридически оформленное обязательство банка (или подобного учреждения) перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода кредиты в пределах согласованного лимита.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг банков, если такие расходы связаны с производством и (или) реализацией, а в остальных случаях в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 Кодекса расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам. При этом совершение таких расходов должно быть экономически оправдано.

Каких-либо ограничений в отношении перечня видов услуг, оказываемых банками, для учета в целях налогообложения не предусмотрено.

Соответственно, плата за возможность получения денежных средств на условиях кредитной линии относится на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса такие расходы должны признаваться в составе текущих расходов равномерно в течение срока, предусмотренного сделкой по открытию кредитной линии.

Указанное не относится к ситуациям, когда согласно условиям договора за открытие кредитной линии по договоренности сторон увеличивается размер платы за пользование заемными средствами или если плата за открытие кредитной линии установлена в процентах от общей суммы непогашенных кредитов, полученных организацией в рамках кредитной линии. В этом случае необходимо пользоваться положениями статьи 269 Кодекса.

3. Согласно пункту 1 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Расходы на аренду земельного участка, осуществляемые во время строительства производственного помещения, связаны исключительно со строительством объекта основных средств. Указанные расходы подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств и списываются в состав расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 Кодекса.

После окончания строительства расходы на уплату аренды земельного участка будут относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией при выполнении условий пункта 1 статьи 252 Кодекса.

4. В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1 (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ), за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.

За выполнение вышеуказанных действий, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.

Нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.

При этом согласно пункту 1 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Расходы в виде оплаты услуг нотариуса за нотариальное удостоверение договора залога связаны с оформлением кредита, а не с приобретением основных средств.

В связи с этим такие расходы не включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств и учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Руководитель Департамента

налогообложения прибыли

действительный государственный советник

налоговой службы РФ

III ранга

К.И.ОГАНЯН

Другие документы по теме
<По вопросу о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 735>
"Изменения и дополнения N 1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 27 мая 1992 года N 13 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
"Об управлении многоквартирными домами"
"О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию военного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу"
Ошибка на сайте