Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> МНС РФ от 15.03.2004 N 01-3-02/417

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 15 марта 2004 г. N 01-3-02/417

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОГОВОРОВ НА МЕДИЦИНСКОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОТНИКОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам о налогообложении договоров на медицинское обслуживание работников и членов их семей сообщает следующее.

В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно пункту 10 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков.

В соответствии со статьей 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно статье 237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса).

При этом согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса не являются объектом налогообложения единым социальным налогом выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения, производимые физическим лицам за выполнение работ по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, не признаются объектом налогообложения, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 Кодекса.

К выплатам, которые не являются объектом налогообложения единым социальным налогом, относятся выплаты, определенные статьей 270 Кодекса.

При рассмотрении расходов, прямо не поименованных в статье 270 Кодекса, следует принимать во внимание, что для целей налогообложения прибыли учитываются только расходы, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, все понесенные организацией расходы в пользу работника следует рассматривать с учетом связи этих расходов с деятельностью, направленной на получение дохода.

Бюджетные учреждения наряду с ведением уставной деятельности могут осуществлять деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.

Учет полученных доходов в виде сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций бюджетными учреждениями должен производиться раздельно от иных доходов, полученных в связи с уставной деятельностью.

Согласно статье 17 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются, в том числе, доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования и иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства Фонда социального страхования Российской Федерации образуются, в том числе, за счет доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период.

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации направляются, в том числе, на обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда.

Таким образом, в случае если Фонд социального страхования Российской Федерации имеет доходы от предпринимательской деятельности, ведет раздельный учет и производит выплаты работникам, которые не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то оно вправе применить к вышеуказанным выплатам пункт 3 статьи 236 Кодекса.

Одновременно Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет информацию о налогообложении договоров добровольного личного страхования работников, предусматривающих оплату страховщиками медицинских расходов.

Согласно статье 213 Кодекса при определении налоговой базы налога на доходы физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев, в том числе по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок).

Вместе с тем при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, в том числе, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.

Следовательно, по смыслу пункта 3 статьи 213 Кодекса от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются только работники организации, которая уплачивает страховые взносы по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц. На иных физических лиц (в том числе членов семьи работника) указанное положение не распространяется.

В соответствии с пунктом 7 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом, в том числе, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.

Действительный

государственный советник

налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Н.О.АРИСТАРХОВА

Другие документы по теме
<О процедуре оценки соответствия транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения, требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств>
"О создании механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования на ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда"
"Об изменении формы отчетности о перечислении сумм страховых взносов и задолженности по единому социальному налогу в доход федерального бюджета и бюджеты государственных внебюджетных фондов"
<О перечне документов, подлежащих представлению в СРО>
Ошибка на сайте