<Письмо> Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2007 N 8949-ВС
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 декабря 2007 г. N 8949-ВС
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рассмотрев письмо о возможности заключения соглашений о передаче полномочий Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в случае отказа органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации от принятия переданных полномочий, сообщает следующее.
В соответствии со статьями 26.1, 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
При этом федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должны содержать положения, определяющие порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.
Полномочия по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, являющиеся полномочиями Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", внесшим изменения в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Согласно статье 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, вступающей в силу с 01.01.2008, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, изъятие указанных полномочий в сфере лицензирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации не может осуществляться на основании соглашения между Росздравнадзором и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, в связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут отказаться от принятия переданных им Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ полномочий.
Неосуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года полномочий по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, будет являться нарушением Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ.
Согласно статье 26.9 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отдельные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти, в случае, если при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации допускается нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если такое нарушение установлено соответствующим судом.
При этом решение о временном осуществлении федеральными органами исполнительной власти полномочий, при реализации которых исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации допущены соответствующие нарушения, принимается Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, с одновременным изъятием соответствующих субвенций.
Таким образом, в случае если органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года не будут осуществляться полномочия, переданные им в соответствии со статьей 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Правительством Российской Федерации может быть принято решение о временном осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития полномочий по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, но только после вынесения судом решения об установлении нарушений федерального закона органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В.И.СТАРОДУБОВ