<Письмо> Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2010 N 18-0/10/2-7209
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 2010 г. N 18-0/10/2-7209
В связи с подготовкой органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации к реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) в рамках научно-методической деятельности Минздравсоцразвития России сообщает.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
Основными источниками финансирования деятельности государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания являются бюджеты субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники финансирования (доход от приносящей доход деятельности, выполняемой в рамках уставной деятельности; средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за стационарное обслуживание и социальные услуги, благотворительные взносы и пожертвования и другие источники, не запрещенные законом).
Следовательно, исходя из предметно-целевых установок Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, опыта подготовительной работы отдельных субъектов Российской Федерации по переводу учреждений социального обслуживания в закрепленные названным Законом типы учреждений, Минздравсоцразвития России полагает возможным рекомендовать следующее.
При прочих равных условиях, с учетом возможности получать внебюджетные источники финансирования, в бюджетные учреждения могут быть переведены:
государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); комплексные центры социального обслуживания населения; центры социального обслуживания; геронтологические (геронтопсихиатрические) центры.
К данному типу учреждений могут быть отнесены и другие учреждения стационарного и нестационарного социального обслуживания, источником финансирования которых помимо средств бюджетов субъектов Российской Федерации являются дополнительные внебюджетные источники финансирования (доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за стационарное обслуживание и социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования и другие источники, не запрещенные законом);
в казенные учреждения, финансируемые по смете, исходя из позиции, изложенной в подпункте "в" пункта 1, части 1 ст. 31 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, могут быть переведены:
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социальные приюты для детей и подростков.
В названный тип учреждений, если они оказывают государственные услуги за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ) и их деятельность не направлена на извлечение доходов, также могут быть переведены дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и другие государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения, не являясь его реорганизацией, в соответствии со ст. 17.1 Закона N 83-ФЗ осуществляется в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона N 83-ФЗ в целях приведения правового положения государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствие с требованиями законодательных актов, измененных данным Федеральным законом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять до 1 декабря 2010 года нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов.
Учитывая изложенное, просим в срок до 15 сентября 2010 года представить в Минздравсоцразвития России информацию о проводимой работе по определению типа государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, детей и инвалидов на бумажном носителе и по адресу электронной почты: UskovaNE@rosminzdrav.ru.
Кроме того, рекомендуем при подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих изменение типа государственных учреждений социального обслуживания населения субъектов Российской Федерации, использовать нормативные правовые акты, подготовленные Министерством финансов Российской Федерации, размещенные на сайте Минфина России (www.minfin.ru).
М.А.ТОПИЛИН