<Письмо> Минюста России от 24.04.2020 N 11-48855/20
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2020 г. N 11-48855/20
Департаментом по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации обращение, поступившее в Министерство юстиции Российской Федерации по вопросу проведения собраний (съездов (конференций) высших органов управления общероссийских (межрегиональных) профсоюзов, их структурных подразделений, территориальных объединений организаций профсоюзов, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также в связи с Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", рассмотрено.
Государственные органы действуют в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить, что порядок проведения собраний высших и иных органов юридических лиц, в том числе профсоюзов, определяется их уставами и законодательством Российской Федерации.
Условие правомочности собрания высшего органа юридического лица определено пунктом 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Следовательно, квалифицирующими признаками очной формы проведения собрания высшего органа являются возможность идентификации и установления факта непосредственного участия в нем соответствующих лиц.
В связи с этим использование информационно-телекоммуникационных технологий для проведения очной формы собрания, позволяющих обеспечить участие членов организации в проведении собраний высшего органа управления некоммерческой организации, возможно при условии обеспечения соблюдения всех квалифицирующих признаков и правил проведения данной формы собрания, в том числе возможности определения волеизъявления лиц, участвующих удаленно, а также ведения подсчета голосов (пункты 3 и 4 статьи 181.2 ГК РФ). При этом с учетом возможностей современных информационно-телекоммуникационных технологий рекомендуем в целях подтверждения факта участия в собрании заинтересованных лиц обеспечить применение соответствующих систем идентификации и контроля доступа.
Обращаем внимание, что при использовании тех или иных информационно-телекоммуникационных технологий для проведения собрания необходимо четко разграничивать очную и заочную формы его проведения.
Последствия нарушения порядка проведения собраний предусмотрены положениями статей 181.3 - 181.5 ГК РФ.
Ответственность за достоверность сведений, представляемых при государственной регистрации, возлагается на лицо, выступающее заявителем (статья 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Информация, изложенная в настоящем письме, не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
по делам некоммерческих организаций
С.В.БЫСТРЕВСКИЙ