<Письмо> Минюста России от 11.07.2018 N 08-91730/18
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июля 2018 г. N 08-91730/18
Департаментом конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации сообщается следующее.
Законами субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - перераспределение полномочий), за исключением ряда полномочий органов местного самоуправления, обеспечивающих конституционный принцип самостоятельности муниципальных образований.
В соответствии с принципами правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, установленными статьей 18 Федерального закона N 131-ФЗ, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон N 131-ФЗ, за исключением случаев, определенных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ, то есть связанных с реализацией предоставленного органам государственной власти субъекта Российской Федерации права законодательного разграничения вопросов местного значения.
При этом внесение изменений в перечни вопросов местного значения при перераспределении полномочий на основании законов субъекта Российской Федерации к таковым случаям Федеральным законом N 131-ФЗ не отнесено.
Перераспределение полномочий согласно позиции Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (URL-ссылка: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052052057124050048049049.html) является институтом временного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к их компетенции федеральным законом, при этом полномочия по решению вопросов местного значения, осуществление которых возложено законами субъекта Российской Федерации на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, не становятся их собственными полномочиями.
Кроме того, при определении в уставах муниципальных образований в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ соответствующих вопросов местного значения органы местного самоуправления не вправе осуществлять изменение состава и регулировать правовое содержание вопросов местного значения, за исключением внесения изменений, предусмотренных Федеральном законом N 131-ФЗ и законами субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ.
Таким образом, Федеральный закон N 131-ФЗ не дает оснований для изменения установленного перечня вопросов местного значения при перераспределении полномочий органов местного самоуправления, в том числе прямо поименованных в вопросах местного значения, что основано на их понимании как сфер ведения соответствующих муниципальных образований, для решения которых органам местного самоуправления предоставляются полномочия.
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Учитывая изложенное, при перераспределении полномочий от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов Российской Федерации объекты местного значения вне зависимости от разграничения прав собственности на них между публично-правовыми образованиями не перестают быть объектами местного значения и подлежат отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа.
Директор Департамента
конституционного законодательства,
развития федеративных отношений
и местного самоуправления
А.А.КОРНЕЕВ