С 29 апреля вступают в силу новые правила приема граждан на должности федеральных и региональных госслужащих.
<Письмо> Минтруда России от 12.04.2023 N 28-5/10/В-5487
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 2023 г. N 28-5/10/В-5487
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 29 апреля 2023 г. Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 645-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 645-ФЗ) информирует.
Положениями Федерального закона N 645-ФЗ внесен ряд концептуальных изменений в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
В частности, введено понятие "профессиональный уровень", определяемое как уровень знаний и умений гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), претендующего на замещение должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (далее также - гражданская служба), федерального государственного гражданского служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Федеральным законом N 645-ФЗ одновременно определяется понятие "оценка профессионального уровня", а также вводится императивная норма о необходимости ее проведения при назначении граждан (гражданских служащих) на должности гражданской службы как по результатам конкурса, так и в случаях непроведения конкурса (при заключении срочного служебного контракта, при назначении на должность гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и в иных случаях).
Данные положения Федерального закона N 645-ФЗ создают правовую и методологическую основы для реализации конституционного принципа равного доступа граждан к гражданской службе посредством установления единых правовых условий для оценки профессионального уровня всех претендентов при поступлении на гражданскую службу, а также ее механизма.
Так, в соответствии с положениями части 10 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ в редакции Федерального закона N 645-ФЗ оценка профессионального уровня гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, или гражданского служащего осуществляется кадровой службой в целях проверки соответствия данного гражданина (гражданского служащего) квалификационным требованиям к профессиональному уровню для замещения должности гражданской службы.
В целях обеспечения единых подходов к правоприменению при осуществлении оценки профессионального уровня граждан (гражданских служащих) рекомендуем при выборе методов оценки в случае непроведения конкурса руководствоваться положениями единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 397 (далее - единая методика).
При этом, учитывая предусмотренную единой методикой обязательность проведения тестирования и индивидуального собеседования в ходе конкурсной процедуры, отмечаем необходимость использования данных методов оценки при отборе кандидатов на бесконкурсной основе.
Принимая во внимание, что в ходе индивидуального собеседования проводится обсуждение с кандидатом результатов выполнения им других оценочных заданий, обращаем внимание на целесообразность расширения использования иных методов, предусмотренных единой методикой, при оценке профессионального уровня кандидатов.
В целях надлежащей реализации новых положений Федерального закона N 79-ФЗ необходимо учесть, что оценка профессионального уровня граждан (гражданских служащих) осуществляется кадровой службой с участием подразделения государственного органа, в котором учреждена соответствующая должность гражданской службы.
В этих целях обращаем внимание на необходимость обеспечения взаимодействия кадровой службы со структурными подразделениями государственного органа в части уточнения квалификационных требований и подготовки оценочных заданий по областям и видам профессиональной служебной деятельности гражданских служащих (далее - области и виды деятельности).
При этом по решению руководителя государственного органа или уполномоченного им лица к оценке профессионального уровня могут привлекаться научные, образовательные и другие организации, специализирующиеся в соответствующих областях и видах деятельности или в вопросах кадровых технологий и гражданской службы, а также их представители. В их число также могут входить независимые эксперты, включаемые в состав конкурсных и аттестационных комиссий государственных органов в соответствии с частью 8.2 статьи 22 и частью 10.2 статьи 48 Федерального закона N 79-ФЗ.
В случае осуществления указанной оценки внешними представителями, не являющимися гражданскими служащими государственного органа, в котором учреждена соответствующая должность гражданской службы, обращаем внимание на целесообразность образования соответствующей комиссии государственного органа, состав и порядок организации деятельности которой рекомендуется утвердить руководителем государственного органа.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с внесенными изменениями также расширяются функции кадровой службы государственного органа.
В частности, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 44 Федерального закона N 79-ФЗ в редакции Федерального закона N 645-ФЗ кадровая работа включает в себя в том числе формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы, включая поиск и привлечение кадров, оценку профессионального уровня претендентов на замещение должностей гражданской службы, проверку соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы.
В целях реализации принципа равного доступа граждан к гражданской службе, оперативного восполнения потребности в кадрах и обеспечения надлежащей реализации вышеуказанных функций кадровой службы, а также обеспечения информирования претендентов об имеющихся вакантных должностях гражданской службы обращаем внимание на необходимость размещения информации обо всех актуальных вакантных должностях гражданской службы в государственном органе на информационных ресурсах, доступных для широкого круга граждан, в частности, на официальном сайте государственного органа, на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", а также при необходимости на площадках иных информационных систем, включая Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Соответствующая информация также может публиковаться в периодическом печатном издании.
Одновременно, ввиду расширения состава квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы Минтрудом России актуализирован Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (версия 4.0), ознакомиться с которым можно на официальном сайте (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/1) в разделе: Деятельность/Государственная гражданская служба/Методические материалы по вопросам развития государственной гражданской службы/Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы.
А.О.КОТЯКОВ