<Письмо> Минтруда России от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 декабря 2018 г. N 21-2/10/П-9349
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации работы по реализации положений Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" направляет рекомендации для органов социальной защиты населения и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения в целях предоставления таким гражданам льгот и (или) мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
М.А.ТОПИЛИН
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КРИТЕРИЯ С ЦЕЛЬЮ ОТНЕСЕНИЯ ГРАЖДАН К ЛИЦАМ
ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ ЛЬГОТ
И МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА
Федеральным законом 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ) вводится понятие "предпенсионный возраст". При этом федеральные законы, направленные на реализацию Федерального закона N 350-ФЗ, содержат различные определения предпенсионного возраста.
Уголовный кодекс Российской Федерации
(в редакции ФЗ от 3.10.2018 N 352-ФЗ)
Для целей настоящей статьи под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
Граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
Федеральный закон от 3.10.2018 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста
Федеральный закон от 30.10.2018 N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
1) пункт 5 статьи 391 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:
"9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;";
2) пункт 1 статьи 407 дополнить подпунктом 10.1 следующего содержания:
"10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;".
Согласно положениям Федерального закона от 30 октября 2018 г. N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" право на налоговую льготу имеют физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Учитывая, что эти нормы введены в Налоговый кодекс Российской Федерации именно в связи с повышением пенсионного возраста, при отнесении граждан к категории лиц предпенсионного возраста в целях предоставления налоговых льгот, под необходимыми условиями следует также понимать исключительно пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (без соблюдения условий по страховому стажу и величине индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку следует иметь в виду, что данные условия на момент обращения гражданина за подтверждением статуса предпенсионера могут находиться в процессе приобретения, то есть они не статичны, более того, в соответствии с действующим законодательством страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента могут быть "выкуплены" <1> заинтересованным лицом).
--------------------------------
<1> Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации по данному вопросу в 51 субъекте Российской Федерации меры социальной поддержки планируется предоставлять лицам, достигшим возраста 55 и 60 лет, без дополнительных условий.
С учетом изложенного, предлагается в целях предоставления льгот и мер социальной поддержки к гражданам предпенсионного возраста относить лиц, достигших соответствующего предпенсионного возраста, без соблюдения каких-либо иных дополнительных условий.
Таким образом, главным критерием является именно возраст. В таком случае налоговыми льготами будут пользоваться мужчина, достигший возраста 60 лет, и женщина, достигшая возраста 55 лет (если они не относятся к категории лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, или не являются государственными служащими).
В рамках реализации гарантий гражданам предпенсионного возраста по диспансеризации и по занятости, а также уголовного преследования - это будут лица, которые не более чем через пять лет достигнут пенсионного возраста, установленного Федеральным законом N 350-ФЗ (с учетом переходного периода).
Аналогичный подход в отношении гарантий по занятости и диспансеризации следует также применять в отношении граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, право на которую определяется с учетом достижения соответствующего возраста:
1) для граждан, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - северные регионы), правоопределяющим основанием для подтверждения их статуса предпенсионера будет являться возраст для назначения "северной" пенсии, предусмотренный соответствующим правовым регулированием. Если гражданин ранее работал в северных регионах, но теперь там не проживает, применяется дополнительное к возрасту условие - наличие требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) для многодетных матерей во внимание должен приниматься соответствующий возраст и наличие требуемого количества детей на дату обращения за подтверждением статуса;
3) в отношении других лиц, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии связано с работой по определенной профессии (Списки N 1 и N 2 и др.), а также одновременно зависит от возраста, необходимыми условиями для подтверждения статуса предпенсионера, являются достижение предпенсионного возраста и факт работы по соответствующей специальности (должности, профессии и др.) на момент обращения за подтверждением искомого статуса. Если гражданин ранее работал на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а затем прекратил, то в данном случае требуется соблюдение стажевых условий для назначения досрочной страховой пенсии;
4) для граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии, назначение которой осуществляется независимо от возраста (к примеру, педагогические и медицинские работники), для получения статуса предпенсионера применяется только условие - наличие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС, предпенсионный возраст подлежит определению для предоставления дополнительных гарантий в соответствии в соответствии со статьей 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из возраста, дающего право на любую пенсию по старости, а в соответствии со статьей 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон от 19 апреля 1991 года N 1032-1) - исходя из возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
Дополнительно отмечается, что норма части 3 статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ не применяется при определении статуса лица предпенсионного возраста в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1, поскольку данная льгота предусмотрена для определенных категорий граждан и не устанавливает "новый", отличный от установленного Федеральным законом N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", пенсионный возраст (таблица прилагается).
Данный подход к определению статуса граждан предпенсионного возраста может быть применим при организации информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, работодателями, а также при выдаче гражданам соответствующих сведений.
Приложение
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГРАЖДАН ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА (СТАТЬЯ 5 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 АПРЕЛЯ 1991 Г. N 1032-1
"О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ";
СТАТЬЯ 185.1 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
ЖЕНЩИНЫ
Год
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
Общеустановленный "новый" пенсионный возраст для женщин
56
57
58
59
60
60
60
60
60
60
Возраст, отнесения женщин к категории граждан предпенсионного возраста
51
52
53
54
55
55
55
55
55
55
Год рождения женщин, которые относятся к категории граждан предпенсионного возраста исходя из общеустановленного "нового" пенсионного возраста (лет)
1964 (55)
1964 (56) <*>
1964 (57) <*>
1964 (58) <*>
1964 (59) <*>
1965 (54)
1965 (55)
1965 (56)
1965 (57) <*>
1965 (58) <*>
1965 (59) <*>
1966 (53)
1966 (54)
1966 (55)
1966 (56)
1966 (57)
1966 (58) <*>
1966 (59) <*>
1967 (52)
1967 (53)
1967 (54)
1967 (55)
1967 (56)
1967 (57)
1967 (58)
1967 (59) <*>
1968 (51)
1968 (52)
1968 (53)
1968 (54)
1968 (55)
1968 (56)
1968 (57)
1968 (58)
1968 (59)
1969 (55)
1969 (56)
1969 (57)
1969 (58)
1969 (59)
1970 (55)
1970 (56)
1970 (57)
1970 (58)
1971 (55)
1971 (56)
1971 (57)
1972 (55)
1972 (56)
1973 (55)
МУЖЧИНЫ
Год
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
2028
Общеустановленный "новый" пенсионный возраст для мужчин
61
62
63
64
65
65
65
65
65
65
Возраст, отнесенный к категории граждан предпенсионного возраста
56
57
58
59
60
60
60
60
60
60
Год рождения мужчин, которые относятся к категории граждан предпенсионного возраста исходя из общеустановленного "нового" пенсионного возраста (лет)
1959 (60)
1959 (61) <*>
1959 (62) <*>
1959 (63) <*>
1959 (64) <*>
1960 (59)
1960 (60)
1960 (61)
1960 (62) <*>
1960 (63) <*>
1960 (64) <*>
1961 (58)
1961 (59)
1961 (60)
1961 (61)
1961 (62)
1961 (63) <*>
1961 (64) <*>
1962 (57)
1962 (58)
1962 (59)
1962 (60)
1962 (61)
1962 (62)
1962 (63)
1962 (64) <*>
1963 (56)
1963 (57)
1963 (58)
1963 (59)
1963 (60)
1963 (61)
1963 (62)
1963 (63)
1963 (64)
1964 (60)
1964 (61)
1964 (62)
1964 (63)
1964 (64)
1965 (60)
1965 (61)
1965 (62)
1965 (63)
1966 (60)
1966 (61)
1966 (62)
1967 (60)
1967 (61)
1968 (60)
--------------------------------
<*> Кроме лиц, которым назначена пенсия по старости.