Рейтинг@Mail.ru

Письмо Минтруда России от 09.02.2018 N 18-2/10/В-877

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 февраля 2018 г. N 18-2/10/В-877

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции по итогам проведенного 2 февраля 2017 г. совещания с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и участников рынка страхования по вопросу заключения договоров инвестиционного страхования жизни отдельными категориями лиц, на которых распространяется запрет, предусмотренный Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), сообщает следующее.

Определение понятия "иностранные финансовые инструменты" предусмотрено частью 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных средств, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховую премию (страховой взнос) в установленные договором сроки.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 32.9 Закона N 4015-1 страхование жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика является одним из видов страхования в Российской Федерации.

Статьями 25 и 26 Закона N 4015-1 предусмотрено, что страховщики обязаны инвестировать собственные средства (капитал) и средства страховых резервов на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности, которые являются, в том числе гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков в целях выполнения своих обязательств перед страхователями. Таким образом, осуществление инвестиционной деятельности является необходимым условием деятельности страховщика.

При этом активы, в которые инвестированы средства страховых резервов и капитала, являются собственностью страховщиков. В этой связи ни страхователь, ни застрахованное лицо, ни выгодоприобретатель не наделяются правами прямого и (или) косвенного владения финансовыми инструментами, в том числе иностранными, приобретаемыми страховщиками на средства страховых резервов и капитала.

Одновременно стоит отметить, что абзацем вторым пункта 3 статьи 3 Закона N 4015-1 предусмотрено, в частности, что правила страхования должны содержать для договоров страхования жизни порядок расчета выкупной суммы и начисления инвестиционного дохода, если договор предусматривает участие страхователя или иного лица, в пользу которого заключен договор страхования жизни, в инвестиционном доходе страховщика.

Правила страхования не предоставляют страхователю, застрахованному лицу и (или) выгодоприобретателю возможность совершать какие-либо юридически значимые действия в отношении рассматриваемых активов.

Таким образом, страхователь, застрахованное лицо и выгодоприобретатель не имеют возможности повлиять на действия страховщика в части инвестирования средств капитала и страховых резервов, так как страховщик по своему усмотрению распоряжается указанными средствами в установленном нормативными правовыми актами порядке.

В этой связи у страхователя, застрахованного лица и выгодоприобретателя не возникают права прямого и (или) косвенного пользования активами, в которые инвестированы средства страховых резервов и капитала страховщика.

Учитывая вышеизложенное, по итогам проведенного совещания решено, что заключение договоров инвестиционного страхования жизни лицами, указанными в части 1 статьи 2 Федерального закона N 79-ФЗ, не приводит к нарушению запрета владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Просим довести указанную информацию до сведения заинтересованных лиц и учитывать при применении законодательства о противодействии коррупции.

Заместитель Министра

труда и социальной защиты

Российской Федерации

А.А.ЧЕРКАСОВ

Другие документы по теме
<Об особенностях планирования и исполнения в 2018 году бюджетных обязательств>
(утв. Минспортом России 05.02.2018, Общероссийской общественной организацией "Всероссийская федерация перетягивания каната")
"О санкционном перечне Совета Безопасности ООН по Южному Судану"
"Об отражении в бюджетном учете авансовых денежных обязательств получателей средств федерального бюджета отчетного финансового года"
Ошибка на сайте