<Письмо> Минтруда России от 27.03.2023 N 13-5/10/В-4213
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2023 г. N 13-5/10/В-4213
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках рассмотрения обращения по вопросам, связанным с реализацией инвалидами, проживающими на территории Донецкой Народной Республики, права на получение мер социальной защиты (поддержки), включая обеспечение техническими средствами реабилитации и установление ежемесячной денежной выплаты, в части необходимости наличия у них гражданства Российской Федерации сообщает следующее.
Согласно части первой статьи 5 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" (далее - Федеральный конституционный закон N 5-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане Донецкой Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории Донецкой Народной Республики или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из Донецкой Народной Республики в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации.
Вышеуказанным лицам паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации и личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выдается после принесения Присяги гражданина Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ граждане Донецкой Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 5 указанного Федерального конституционного закона или в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья.
Гражданам и лицам, указанным выше, постоянно проживающим на территории Донецкой Народной Республики, гарантируется предоставление пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме в размерах (объемах), установленных актами Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вплоть до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам.
В частности, принят Федеральный закон от 17 февраля 2023 г. N 18-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ), которым определены особенности правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года), постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, или постоянно проживающих на день вступления в силу данного Федерального закона на территориях указанных субъектов Российской Федерации (далее - граждане).
Согласно частям второй и третьей статьи 2 Федерального закона N 18-ФЗ предоставление мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на основании заявления и документов, подтверждающих статус гражданина и право на получение мер социальной защиты (поддержки), в том числе документов, выданных до 1 марта 2023 года уполномоченными органами в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, законодательством Украины или законодательством Союза ССР (далее - документы, выданные до 1 марта 2023 года).
В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено, что меры социальной защиты (поддержки) предоставляются только гражданам Российской Федерации, право на них имеют граждане Российской Федерации из числа лиц, указанных в статье 1 Федерального закона N 18-ФЗ.
Следует отметить, что Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) гарантирует социальную защиту инвалидам в Российской Федерации независимо от их гражданства либо отсутствия такового.
Таким образом, для реализации предусмотренных Федеральным законом N 181-ФЗ мер социальной защиты наличие гражданства Российской Федерации, в частности паспорта Российской Федерации, не является обязательным условием.
Согласно статье 12 Федерального закона N 18-ФЗ с 1 марта 2023 г. признание гражданина инвалидом осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ с учетом особенностей, указанных в данной статье.
Документы в связи с установлением инвалидности, которые выданы гражданину на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины до 1 марта 2023 года и в которых не указан срок их действия, признаются действующими до 1 января 2026 года.
Документы в связи с установлением инвалидности, которые выданы гражданину на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области или Украины, срок действия которых истекает (истек) в период с 24 февраля 2022 года до 1 января 2024 года, признаются действующими до 1 января 2024 года.
С учетом изложенного, документы в связи с установлением инвалидности, к которым относятся справки, подтверждающие факт установления инвалидности или категории "ребенок-инвалид" (справка к акту освидетельствования медико-социальной экспертной комиссии, медицинское заключение на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), программы реабилитации инвалидов (детей-инвалидов), а также заключения врачебных комиссий, в том числе по обеспечению изделиями ежедневного использования (абсорбирующим бельем, подгузниками), выданные до 1 марта 2023 года уполномоченными органами в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях в частности Донецкой Народной Республики, законодательством Украины или законодательством Союза ССР, принимаются для получения мер социальной защиты (поддержки) в течение срока их действия с возможностью его продления в указанном выше случае до 1 января 2024 года или до 1 января 2026 года (в случае бессрочного срока действия).
А.В.ВОВЧЕНКО