Письмо Минтруда России от 06.05.2015 N 12-3/10/П-2598
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 мая 2015 г. N 12-3/10/П-2598
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело вопросы, поступившие из субъектов Российской Федерации, по реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", и направляет разъяснения Минтруда России по данным вопросам.
Обращаем внимание, что данные разъяснения являются мнением Минтруда России и не являются документом нормативно-правового регулирования.
Министр
труда и социальной защиты
Российской Федерации
М.А.ТОПИЛИН
Приложение
ОТВЕТЫ
НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 442-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Вопрос. Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться: ежемесячные денежные выплаты, единовременная денежная выплата, выплаты компенсационного характера, различные виды пособий, субсидии, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса?
Ответ. В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 (далее - Правила), при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
В Правилах положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в пункте 5 Правил, не содержится. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении вышеуказанных выплат в среднедушевой доход получателя социальных услуг, необходимо учитывать их природу и периодичность предоставления.
Пенсии, пособия, стипендии, установленные законодательными актами Российской Федерации, как правило, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и социальной защиты. В аналогичных целях осуществляются и ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, которые, по нашему мнению, должны учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.
Таким образом, при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в пункте 5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации (имеются в виду нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Данное регулирование основано на положениях пункта "ж" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации).
2. Вопрос. Вправе ли орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, реализовывать свои полномочия через иные органы и организации в рамках переданных им полномочий?
Ответ. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, и определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.
Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Согласно данным нормам наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Также Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает возможность передачи полномочий посредством заключения соглашения.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения доступности и оперативности реализации гражданами права на получение социальных услуг полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг могут быть переданы посредством издания соответствующего законодательного акта субъекта Российской Федерации либо путем заключения соответствующих соглашений.
По подходам, используемым субъектами Российской Федерации при осуществлении рассматриваемых правомочий, все субъекты Российской Федерации можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся регионы, в которых в качестве уполномоченного органа определен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты. К таким регионам относятся Брянская, Курская, Ульяновская, Иркутская, Магаданская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Калужская, Кировская, Орловская области, Республика Карелия, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Республика Коми, Чувашская Республика, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие.
В Республике Башкортостан, Республике Адыгея, Алтайском крае, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Тверской, Ярославской, Новосибирской, Новгородской, Псковской, Волгоградской, Ростовской, Тюменской, Ленинградской, Пензенской, Курганской, Вологодской, Свердловской, Саратовской, Омской областях, г. Москва и ряде других субъектов Российской Федерации, данные полномочия будут осуществляться через подразделения территориальных органов социальной защиты населения либо органы социальной защиты населения муниципальных образований.
К третьей группе можно отнести субъекты Российской Федерации, в которых полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг распределены в зависимости от формы социального обслуживания. Например, в Ставропольском крае признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме, а также составление индивидуальной программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, а признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме, социальном обслуживании на дому, на составление индивидуальной программы осуществляют государственные бюджетные и казенные учреждения социального обслуживания. Аналогичная ситуация складывается и в городе Севастополе.
В Республике Тыва, Тульской, Кемеровской областях полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании переданы также организациям социального обслуживания, подведомственным органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.
3. Вопрос. В какой части в соответствии со статьей 35 Федерального закона вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг в субъекте Российской Федерации не могут быть выше размеров платы, осуществляемых получателями социальных услуг в рамках длящихся правоотношений, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, в конкретной денежной сумме (то есть не подлежать индексации) или в части предельного размера платы (процентном выражении)?
Ответ. В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Данная норма носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений, сохранить по состоянию на 1 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом необходимо учитывать, что размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления. Таким образом, размер платы сохраняется в случае, если не изменился объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальной услуги. При изменении какого-либо показателя, например, объема предоставления социальной услуги, размер платы может быть изменен.
Что касается формы сохранения данного размера - конкретная денежная сумма либо предельный процент платы - это может быть определено исходя из условий, указанных в договоре с данным гражданином, который определял размер платы за получение социальных услуг на 31 декабря 2014 года.
4. Вопрос. На какой срок может быть разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, может ли она быть бессрочной?
Ответ. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
При этом социальные услуги, установленные в индивидуальной программе, имеют сроки их реализации и кратность предоставления, в связи с чем истечение данных сроков свидетельствует о завершении реализации как конкретных социальных услуг, так и индивидуальной программы в целом.
Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
При этом в форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 года N 874н, имеется пункт 8, в котором заполняется информация о том, впервые или повторно разработана данная индивидуальная программа и на какой срок.
В связи с изложенным, составление бессрочной индивидуальной программы, по нашему мнению, не соответствует Федеральному закону.
5. Вопрос. Возможно ли исключение из расчета среднедушевого дохода сумм заработной платы, полученных получателями социальных услуг, осуществляющих трудовую деятельность, находящихся на социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания?
Ответ. В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются суммы вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Данная норма распространяется на всех получателей социальных услуг, вне зависимости от формы получения ими социального обслуживания - стационарной, полустационарной либо на дому. Правила не предусматривают возможность исключения вознаграждений за труд в отношении каких-либо работников.
Введение исключений из данного правила для получателей социальных услуг, получающих социальные услуги в одной из форм социального обслуживания - стационарной, поставит их в неравное положение по отношению к получателям социальных услуг, находящимся на полустационарном социальном обслуживании или социальном облуживании на дому.
Одновременно с этим возникает вопрос об обоснованности признания таких граждан нуждающимися в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, поскольку в данной форме социального обслуживания, по нашему мнению, социальные услуги должны предоставляться при условии утраты у гражданина способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности.
Кроме того, в случае признания необходимости и с учетом имеющихся полномочий, установленных статьями 31 и 32 Федерального закона, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять категории граждан, которые наделяются правом получения социального облуживания на бесплатной основе, а также устанавливать более льготные, в сравнении с Федеральным законом, размеры платы за предоставление социальных услуг.
6. Вопрос. Возможно ли включение в Жилищный кодекс Российской Федерации нормы о сохранении за получателями социальных услуг занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений на период их нахождения в организациях социального облуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания?
Ответ. Данный вопрос урегулирован действующим законодательством и дополнительной регламентации не требует.
Так, в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2). При этом члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3).
Статьей 71 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Кроме того, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота при осуществлении права собственности и других вещных прав. Граждане в соответствии со статьей 18 Гражданского кодекса Российской Федерации могут иметь имущество на праве собственности, иметь иные неимущественные права, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах имущественного характера. Таким образом, гражданин вправе самостоятельно приобретать и осуществлять свои неимущественные права, за исключением случаев, когда в таких правах он был ограничен в правах или передал их осуществление другим лицам, например, по договору доверительного управления имуществом и др.
Учитывая изложенное, действующим законодательством установлено достаточное правовое регулирование, направленное на обеспечение стабильности отношений, связанных с социальным наймом жилых помещений.
Что касается распоряжения имуществом граждан, признанных недееспособными, ограниченно недееспособными, опекунами и попечителями, то соответствующие положения урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и дополнительной регламентации также не требуют.
7. Вопрос. Каким образом будут соблюдаться сроки, установленные в статье 17 Федерального закона, при наличии очереди на предоставление социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.
Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в соответствии со статьей 8 Федерального закона является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, в случае, если временно отсутствует возможность предоставить гражданину социальные услуги в определенной форме социального обслуживания, в частности, в стационарной, получателю социальных услуг может быть предложена иная форма социального обслуживания, в которой он сможет получить необходимые ему социальные услуги в зависимости от его нуждаемости.
8. Вопрос. Каким образом может быть заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания между поставщиком социальных услуг и гражданином (его законным представителем) в случае, если гражданин признан недееспособным, а опекуном назначен поставщик социальных услуг?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Согласно пункту 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
При этом, как указано в статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга.
Заключение договоров от имени юридического лица осуществляется лицом, уполномоченным на это учредительными документами организации, а также в силу полномочия, основанного на доверенности в соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что сделки в соответствии с действующим законодательством оформляются между конкретными лицами, по нашему мнению, при заключении договора на социальное обслуживание от имени поставщика социальных услуг может выступать один представитель поставщика - как исполнитель по договору, а от имени опекаемого другой представитель поставщика социальных услуг, наделенный соответствующими полномочиями.
Вместе с тем, в целях улучшения качества оказания социальных услуг, вопросы заключения договоров в отношении таких лиц могут выноситься на рассмотрение попечительного совета организации социального обслуживания и иных органов общественного контроля организации.
Также учитывая, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся осуществление надзора за деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в целях улучшения качества оказания социальных услуг считаем возможным заключение трехстороннего договора с участием представителя поставщика социальных услуг, действующего как исполнитель по договору, представителем поставщика социальных услуг, действующего от имени опекаемого, органами опеки и попечительства.
9. Вопрос. Если гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании одновременно в нескольких формах социального обслуживания, каким образом следует оформлять индивидуальную программу предоставления социальных услуг?
Ответ. По нашему мнению, гражданин может быть признан нуждающимся только в одной из форм социального обслуживания. Так, в соответствии с формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 159н, при ее заполнении гражданин указывает форму социального обслуживания, в которой ему необходимо получение социальных услуг.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления (статья 15 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 Рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденных приказом Минтруда России от 30 июля 2014 г. N 500н, при определении индивидуальной потребности рекомендуется установить необходимую форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона исходя из потребности гражданина в социальных услугах составляется индивидуальная программа, в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
Форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденная приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н, также содержит возможность указания конкретной формы социального обслуживания и видов социальных услуг, предоставляемых в данной форме.
Таким образом, при определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг уполномоченный орган субъекта Российской Федерации должен определить, в какой форме социального обслуживания нуждается гражданин.
10. Вопрос. При оказании социальных услуг ребенку, кто при заключении договора будет являться получателем социальных услуг: ребенок, один из родителей, вся семья?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.
Таким образом, если индивидуальная программа предоставления социальных услуг разработана в отношении ребенка, то он будет являться получателем социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг.
Вместе с тем, если нуждающимся в получении социальных услуг будет признан не только ребенок, но и один из родителей (вся семья), индивидуальная программа составляется на каждого из них.
11. Вопрос. Вправе ли уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, не обладающий информацией о доходах заявителя (если он самостоятельно не заявил о них при подаче заявления о предоставлении социальных услуг) обращаться с межведомственными запросами в налоговые и иные органы с целью получения такой информации?
Ответ. В соответствии с формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. N 159н, гражданин при подаче такого заявления указывает сведения о доходе, учитываемые для расчета величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг и ставит свою подпись под формулировкой "Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю".
Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при предоставлении государственных и муниципальных услуг получение документов и информации может осуществляться, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Согласно пункту 3 статьи 7.1 указанного выше Федерального закона, предоставление налоговыми органами документов и сведений, составляющих налоговую тайну, или документов и сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, органам, предоставляющим государственные услуги, органам, предоставляющим муниципальные услуги, и подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг либо многофункциональными центрами, а также предоставление органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг по межведомственному запросу налогового органа сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, в целях предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов не является разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации может обратиться в рамках осуществления межведомственного взаимодействия в налоговые и иные органы, которые обладают информацией о доходах заявителя с целью их уточнения.
12. Вопрос. Кем должны утверждаться тарифы на социальные услуги: уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или поставщиками социальных услуг?
Ответ. Согласно пункту 11 статьи 8 Федерального закона установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законодательным актом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона утверждается перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
Таким образом, соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации определяется порядок, включая орган (организацию), утверждения тарифов на социальные услуги, входящие в вышеуказанный перечень социальных услуг.
13. Вопрос. Имеют ли право на бесплатное социальное обслуживание во всех формах социального обслуживания лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно, в том числе лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов (статья 31 Федерального закона). Правовое положение указанных лиц регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом статьей 2 данного Закона Российской Федерации установлено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Таким образом, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют специальный статус и иные акты применяются в отношении данных категорий граждан в части, не противоречащей Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Поскольку в Федеральном законе не предусмотрено право бесплатного предоставления социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то оснований для его предоставления не имеется.
Одновременно обращаем внимание, что реализуя полномочия, установленные частью 3 статьи 31 Федерального закона, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, включая лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.
14. Вопрос. Как предоставлять социальные услуги несовершеннолетним детям, находящимся в социально опасном положении, а также семьям, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществлять социальную реабилитацию этих лиц, оказывать им необходимую помощь, по основаниям, указанным в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", если в рамках Федерального закона N 442-ФЗ установлено предоставление социального обслуживания на основании договора?
Ответ. В статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Статья 6 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ содержит основания проведения индивидуальной профилактической работы.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них
1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Таким образом, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ определены специальные правила предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ определяет специальный механизм обращения за получением социальных услуг в отношении конкретных категорий несовершеннолетних детей, что само по себе не противоречит положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
При поступлении таких детей в организации социального обслуживания на них также составляется программа предоставления социальных услуг и договор о предоставлении социальных услуг.