<Письмо> Росавиации от 04.06.2013 N 4.02-348
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 4 июня 2013 г. N 4.02-348
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 10
С наступлением весенне-летнего периода увеличивается интенсивность полетов воздушных судов АОН и, как следствие, число авиационных происшествий и нарушений порядка использования воздушного пространства воздушными судами АОН.
В течение 5 месяцев 2013 года с воздушными судами АОН произошло 10 авиационных происшествий. При этом 8 авиационных происшествий произошло с незарегистрированными воздушными судами и, соответственно, не имеющими сертификат летной годности. Два других авиационных происшествия произошли при выполнении полетов на воздушных судах зарегистрированных, но при отсутствии сертификата летной годности. Кроме того, в течение 2013 года произошло 3 авиационных происшествия и 1 серьезный инцидент с воздушными судами эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения авиационных работ.
Происшедшие в течение 5 месяцев 2013 года авиационные происшествия и серьезные инциденты с воздушными судами АОН и эксплуатантов, имеющих сертификат только на выполнение авиационных работ, произошли вследствие:
- столкновения с препятствиями (ЛЭП, деревья, здания) при выполнении полетов на малой высоте;
- ошибок при подборе посадочных площадок с воздуха (неучет состояния поверхности площадки и наличия препятствий);
- ошибок в технике выполнения взлета (отрыв на меньшей скорости) и посадки (ошибки в компенсации ветра, неправильное использование тормозов);
- потери управляемости в полете (из-за нарушения ограничений РЛЭ при выполнении фигур сложного и высшего пилотажа; ошибки в пилотировании, приводившие к превышению ограничений по крену и углу атаки (скорости) при выполнении маневрирования на малой высоте);
- отказа двигателя (из-за заправки ВС некачественным бензином, нарушения правил летной и технической эксплуатации двигателя).
Обстоятельства авиационных происшествий с воздушными судами АОН и воздушными судами эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения авиационных работ, приведены в Приложении к настоящей информации.
В ранее подготовленных Росавиацией информациях по безопасности полетов (Информация о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации за 9 месяцев 2012 года, приложение 1, стр. 41 - 45) отмечалось, что авиационным происшествиям с воздушными судами АОН способствует переоценка пилотами своих навыков в управлении воздушным судном, недостаточная осмотрительность при выполнении полетов на малой высоте, а также сознательное нарушение правил полетов и правил использования воздушного пространства.
На нарушения при проведении работ по сертификации единичных экземпляров воздушных судов обращалось внимание в Информации о недостатках в сертификации единичных экземпляров воздушных судов, выявленных при расследовании авиационных происшествий за период с 2006 по 2011 годы (письмо Росавиации 24.07.2012 N 02.3-820).
Информирую о том, что с целью расширения сферы контроля за полетами воздушных судов АОН Росавиацией направлено обращение в МВД России с предложением активизации совместной деятельности подразделений полиции и территориальных органов Росавиации для выявления и пресечения нарушений правил полетов и правил использования воздушного пространства, а также привлечения к ответственности лиц, их допускающих.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до старших авиационных начальников посадочных площадок, эксплуатантов и частных владельцев ВС АОН, руководителей авиационных учебных центров.
1.2. Обратить внимание специалистов территориального органа на необходимость постоянного взаимодействия с подразделениями полиции, прокуратуры и ФСБ России в части оперативного предоставления информации и выделения сил, необходимых для решения задач выявления и пресечения незаконных полетов воздушных судов гражданской авиации и незарегистрированных воздушных судов.
1.3. Продолжать работу по использованию местных средств массовой информации с целью пропаганды соблюдения установленных требований воздушного законодательства в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности.
1.4. Во взаимодействии с территориальными подразделениями УГАН НОТБ Ространснадзора и правоохранительными органами принимать соответствующие меры реагирования по авиационным событиям и результатам инспекционного контроля деятельности юридических и физических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.
1.5. До 20.06.2013 организовать и провести кустовые совещания со старшими авиационными начальниками посадочных площадок, эксплуатантами и частными владельцами ВС АОН, руководителями авиационных учебных центров (занимающихся подготовкой пилотов-любителей), в ходе которых рассмотреть основные ошибки и нарушения в летной и технической эксплуатации ВС, приводившие к авиационным происшествиям с ВС АОН. Обратить внимание на условия и порядок организации выполнения полетов в воздушном пространстве класса C и G.
2. Рекомендовать эксплуатантам ВС АОН и эксплуатантам, имеющим сертификат на право выполнения авиационных работ:
2.1. Обратить внимание на административную и уголовную ответственность пилотов за нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации при организации и выполнении полетов.
2.2. С целью обеспечения эффективности поисково-спасательных работ не пренебрегать, при выполнении полетов в воздушном пространстве класса G, возможностью уведомлять органы ОВД о маршруте полета, предполагаемых местах посадок и времени стоянки на них.
2.3. Максимально объективно оценивать собственные навыки выполнения полетов с учетом фактических и прогнозируемых погодных условий, времени суток и предполагаемых мест посадок.
3. Об исполнении доложить в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации до 24.06.2012.
Заместитель Руководителя
О.Г.СТОРЧЕВОЙ
Приложение
к письму Росавиации
от 4 июня 2013 г. N 4.02-348
АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ АОН
В ЯНВАРЕ - МАЕ 2013 ГОДА