<Письмо> Росавиации от 08.08.2013 N 02.3-947
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 8 августа 2013 г. N 02.3-947
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 14
На протяжении последних нескольких лет в некоторых аэропортах Российской Федерации сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с повреждениями воздушных судов в результате столкновения с птицами во время взлета и посадки. Подобные инциденты представляют серьезную угрозу безопасности полетов. Кроме того, это приводит к значительным материальным затратам, связанным с восстановлением летной годности поврежденных воздушных судов.
В Приложении к настоящей информации приведены сведения по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на территории Российской Федерации и рекомендации по улучшению орнитологической обстановки в районе аэродромов.
С целью обеспечения безопасности полетов предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:
1. Довести настоящую информацию до руководителей подконтрольных эксплуатантов ВТ и аэропортов.
2. Потребовать от главных операторов аэропортов проанализировать эффективность проводимых мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов и при необходимости принять дополнительные меры, в том числе для выполнения требований п. 59 "Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, в соответствии с которым запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
3. Предложить руководителям подконтрольных предприятий гражданской авиации:
3.1. довести настоящую информацию до летного состава, персонала по ОВД и подразделений, принимающих участие в орнитологическом обеспечении безопасности полетов;
3.2. провести анализ наличия и реализации мероприятий по предотвращению инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами (Приложение к настоящей информации).
Начальник
Управления инспекции
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ
Приложение
к письму Росавиации
от 8 августа 2013 г. N 02.3-947
ИНФОРМАЦИЯ
ПО ОРНИТОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОЛЕТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По данным автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, за период с 1990 года по 2012 год зарегистрировано 1211 авиационных событий, связанных со столкновением воздушного судна с птицей или стаей птиц. Из них 2 катастрофы (29.07.2007, Ан-12 RA-93912, в районе аэропорта Домодедово и 25.05.2008, АВС-52 RA-0872G, в районе аэродрома "Северка"), 6 аварий и 1203 инцидентов, из них 18 серьезных.
Распределение инцидентов по годам представлено на рисунке 1.
Рис. 1
Проблеме минимизации риска столкновения воздушных судов с птицами не всегда придается должное значение.
Сведения об относительном (на 100 тыс. часов налета) числе авиационных событий на всем парке воздушных судов из-за столкновений с птицами за последнее десятилетие приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Относительное число инцидентов, связанных
со столкновением воздушных судов с птицами
за последнее десятилетие
Данные по распределению инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами, по месяцам года за 1990 - 2012 годы, представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение числа инцидентов, связанных
со столкновением воздушных судов с птицами,
по месяцам 1990 - 2012 годов
По данным, представленным на рис. 3, можно сделать вывод о том, что на частоту возникновения подобных инцидентов влияют сезонные особенности выполнения полетов. Наиболее опасным периодом для ВС является май - сентябрь. Пики столкновений приходятся на летние месяцы, что для природно-климатических условий России указывает на активное участие в столкновениях с ВС местных, то есть гнездящихся птиц и их потомства. Также характерно нарастание интенсивности столкновений воздушных судов с птицами в период весенней и осенней миграции при перелетах к местам размножения и к местам зимовок.
В 2009 - 2012 годы из 238 инцидентов, связанных со столкновением ВС с птицами, 34 инцидента (14,28%) произошло в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург) или в его районе. Для сравнения: за аналогичный период в районе аэропорта или в аэропорту Шереметьево зарегистрировано 24 случая столкновения с птицами, Внуково - 8 случаев, Домодедово - 8 случаев.
По этапам полетов ВС распределение случаев столкновений с птицами выглядит следующим образом: на этапах отрыва от взлетно-посадочной полосы или при приземлении - 23,6%, набора высоты после взлета - 27%, захода на посадку и на предпосадочной прямой - 19% инцидентов. В ряде случаев этап полета, на котором произошло столкновение, не был установлен.
Орнитологическая обстановка в аэропорту Пулково осложняется тем, что недалеко от аэропорта находится городская свалка - полигон "Волхонка", который привлекает птиц в больших количествах. Несмотря на принимаемые орнитологической службой аэропорта меры, количество инцидентов растет.
Наиболее опасными являются попадания птиц в двигатели и лобовое стекло.
Исследования показали, что сила удара птицы величиной с чайку при скорости самолета 320 км/ч составляет 3200 кг, при скорости 960 км/ч - 28800 кг. Для наглядного сравнения при весе птицы 1,8 кг и скорости самолета 700 км/ч на высоте менее 2400 м сила удара птицы о самолет в три раза сильнее чем удар 30 миллиметрового снаряда.
По данным ФАУ "Государственный центр "Безопасность полетов", наибольшее число столкновений птиц с воздушным судном приходится на двигатели - 44% от всех случаев, крыло - 36%, фюзеляж - 6,6%, шасси - 5,3%, обтекатель бортовой РЛС, остекление кабины пилотов и хвостовое оперение - по 2,7%.
К числу основных мероприятий по предотвращению скопления птиц на аэродромах, рекомендованных нормативными документами, относятся следующие:
- вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома и скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты;
- исключение возможности попадания птиц в аэродромные сооружения (особенно ангары) путем загораживания имеющихся технологических проемов и отверстий проволочными или нейлоновыми сетками;
- осушение увлажненных и заболоченных участков на территории аэродрома путем их дренирования или засыпки;
- минимизация доступа птиц к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, организация хранения пищевых отходов в закрытых контейнерах и полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;
- устранение городских свалок промышленных и продуктовых отходов на удалении менее 30 км от зоны аэропорта с целью изменения путей миграции птиц от мест гнездования на кормежку и обратно;
- уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях (ангарах, командно-диспетчерских пунктах и других зданиях и сооружениях) путем спиливания верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, а также в момент самого начала гнездования птиц - сбивание гнезд с помощью водомета;
- запрещение использования территории аэродрома для посева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц;
- применение методов отпугивания птиц и соблюдение обязательной смены методов отпугивания (непрерывное или слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания к нему птиц);
- одновременное применение нескольких способов отпугивания птиц (например, воспроизведение криков бедствия и стрельба из ракетниц и ружей, установка отпугивающих предметов и стрельба из ракетниц) при соблюдении их периодического чередования для повышения эффективности.