<Письмо> Росавиации от 02.09.2016 N 02.3-3634
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 2 сентября 2016 г. N 02.3-3634
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 18
На официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет опубликован промежуточный отчет по результатам расследования катастрофы самолета Ил-76ТД RA-76840 ФГБУ "Авиационно-спасательная компания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", происшедшей 01.07.2016 при выполнения государственного задания по тушению лесных пожаров в Иркутской области.
Как следует из промежуточного отчета МАК, полет выполнялся на геометрической высоте 200 - 100 метров, при этом по докладам членов экипажа земля просматривалась только "под собой" или вообще не просматривалась. При этом происходило многократное срабатывание сигнализации СРПБЗ "ТЯНИ ВВЕРХ" и "ВПЕРЕДИ ЗЕМЛЯ". На 55 минуте полета самолет столкнулся со склоном сопки высотой 945 метров. Все находившиеся на борту самолета члены экипажа погибли.
Таким образом, предварительные результаты расследования позволяют относить катастрофу самолета Ил-76ТД RA-76840 к авиационным происшествиям, связанным со столкновением (угрозой столкновения) с землей в управляемом полете (CFIT).
В 2016 году с самолетами коммерческой гражданской авиации произошло авиационное происшествие (авария) с самолетом ВАе-125-800А RA-02773 05.06.2016 в районе аэродрома Нерюнгри. В результате преждевременного снижения при заходе на посадку самолет столкнулся деревьями на удалении, примерно, 18 км до КТА аэродрома.
16.08.2016 при выполнении лесоавиационных работ в Тюменской области (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) произошла катастрофа самолета Аэропракт-22ЛС RA-1683G ООО "Сибирская БАОЛ" (имеет сертификат эксплуатанта на право выполнения авиационных работ).
По предварительной информации, экипаж выполнял лесоавиационные работы по западному лесопатрульному кольцу с целью мониторинга лесного пожара. В процессе выполнения осмотра места пожара самолет столкнулся с деревьями. В результате авиационного происшествия летчик-наблюдатель погиб, КВС получил серьезные телесные повреждения.
Как уже отмечалось в разделе 3 Анализа состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2015 году за период с 2005 по 2015 год в Российской Федерации 29% авиационных происшествий (6 событий, погибло 69 человек) с самолетами коммерческой авиации было связано с CFIT.
Краткие сведения о причинах наиболее характерных авиационных происшествий категории CFIT приведены в информации по безопасности полетов N 13 за 2012 год.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до зксплуатантов воздушных судов.
2. Руководителям: зксплуатантов воздушных судов:
2.1. Довести до летного состава информацию о предварительных результатах расследования катастрофы самолета Ил-76ТД RA-76840 ФГБУ "Авиационно-спасательная компания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
2.2. Обратить внимание летного состава на порядок и особенности работы систем СРПБЗ и EGPWS на различных этапах полетов, а также порядок действий экипажа при срабатывании систем предупреждения близости земли. Убедиться в том, что инструкторским и летным составом предприятия соблюдаются инструкции и требования по обучению методам предотвращения столкновения исправного воздушного судна с землей, а также процедуры использования системы предупреждения о близости земли (часть "а" пункт 5.12 ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации").
2.3. При проведении занятий с летным составом и разработке мероприятий в рамках СУБП предприятиям учитывать рекомендации, содержащиеся в разделе 5.2 "Земля" Руководства по сокращению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR TOOL KIT) (прилагается в электронном виде).
2.4. В предприятиях, выполняющих лесоавиационные работы, с учетом требований пунктов 3.31, 3.32, 7.21 и 7.27 ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" провести дополнительную оценку рисков проявления факторов опасности, связанных с выполнением полетов на малых высотах в горной местности в условиях ограниченной видимости, а также внеплановый мониторинг эффективности реализованных корректирующих мероприятий по снижению уровня указанных рисков.
Приложение (не приводится).
Начальник
Управления инспекции
по безопасности полетов
С.С.МАСТЕРОВ