<Письмо> Минстроя России от 12.11.2014 N АЗ/04-1284
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ" МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 2014 г. N АЗ/04-1284
В связи с обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации доводится позиция ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России по вопросу предоставления государственных жилищных сертификатов семьям умерших (погибших) инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно части четвертой статьи 14 и части второй статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации) некоторые меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в случае их смерти распространяются на членов их семей.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1993-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гречишкиной Алевтины Федоровны на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" рассматривался вопрос о распространении мер социальной поддержки на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов-чернобыльцев.
Конституционным Судом Российской Федерации в указанном определении было отмечено следующее.
Согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации некоторые меры социальной поддержки, предусмотренные для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, в случае их смерти распространяются на членов их семей. Так семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, пользуются правом на однократное обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации (если они нуждаются в улучшении жилищных условий).
При этом названная норма обусловливает предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов-чернобыльцев наличием у умершего кормильца права на такие меры социальной поддержки.
В отличие от членов семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кормильцы которых при жизни имели право на получение соответствующих мер социальной поддержки, часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации, распространяя на членов семей граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующие меры социальной поддержки, не обусловливает их предоставление наличием у умершего кормильца права на аналогичные меры социальной поддержки.
Еще одним отличием социальной защиты членов семей граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, в сравнении с членами семей инвалидов-чернобыльцев, является тот факт, что основанием для возникновения у них права на возмещение вреда и меры социальной поддержки является установление причинной связи смерти кормильца с воздействием радиационных факторов.
Исходя из изложенных выше положений определения Конституционного Суда Российской Федерации возможно сделать следующие выводы:
1. Члены семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, имеют право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз независимо от того, был ли указанный гражданин до своей смерти признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При этом необходимо учитывать, что согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации право на обеспечение жилым помещением приобретают только те семьи, которые вследствие чернобыльской катастрофы потеряли именно кормильца, а не любого члена своей семьи. Законодательство Российской Федерации право на социальные выплаты (возмещение вреда, пенсии, компенсации и т.п.) по случаю потери кормильца признает, по общему правилу, за нетрудоспособными гражданами, находившимися на иждивении умершего (погибшего), то есть на его полном содержании либо получавшими от него помощь, которая была для них постоянным источником средств к существованию (пункт 1 статьи 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункты 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" и др.) (см. решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N АКПИ12-733).
Статьей 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации к членам семьи кормильца отнесены:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися но состоянию здоровья в постороннем уходе;
лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
При этом отмечено, что вред возмещается:
несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет;
обучающимся старше восемнадцати лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет;
женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно;
инвалидам - на срок инвалидности;
одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.
2. Обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета семей умерших инвалидов-чернобыльцев по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации допускается только, если инвалид-чернобылец до смерти имел право на получение указанной меры социальной поддержки, то есть был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом членами семьи умершего инвалида-чернобыльца могут быть признаны только совместно проживающие на момент его смерти члены семьи, которые могут быть признанными таковыми в соответствии с частью 1 статьи 31 и частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (см. апелляционные определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 20 ноября 2013 г. по делу N 33-4030/2013; от 10 июля 2013 г. по делу N 33-2679/2013 и другие).
3. В соответствии с частью второй статьи 15 Закона Российской Федерации меры социальной поддержки по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации.
Если исходить из логики, примененной в определении Конституционного Суда Российской Федерации, право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета членов семей умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по смыслу части второй статьи 15 Закона Российской Федерации не зависит от того, был ли признан участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС до своей смерти нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При этом, учитывая, что в Законе Российской Федерации идет речь о предоставлении меры социальной поддержки конкретно семье умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ее состав при определении нуждаемости в жилых помещениях и предоставлении государственного жилищного сертификата должен определяться на дату смерти указанного гражданина.
Обращаем внимание, что ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России не наделено полномочиями официального толкования нормативных правовых актов. Настоящее письмо является позицией ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России и носит информативный характер.
Заместитель начальника
А.Н.БАБАРИЦКИЙ