Рейтинг@Mail.ru

Письмо Минстроя России от 07.03.2018 N 9372-ЕС/04

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 марта 2018 г. N 9372-ЕС/04

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА

Вопрос:

Согласно ч. 1 ст. 196 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 указанной статьи.

При этом упомянутые Законы N 294-ФЗ и N 99-ФЗ устанавливают различные основания для проведения внеплановых проверок, а ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, хоть и упоминает обоснования внеплановых проверок, однако не устанавливает их.

В связи с изложенным, просим пояснить:

1. Правомерно ли проведение органами государственного жилищного надзора внеплановых документарных проверок управляющих компаний (лицензиатов), по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ:

- в связи с истечением срока исполнения предписания,

- в связи с информацией о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, о возникновении ЧС или угрозе указанного вреда,

- в связи с жалобой потребителя,

- в связи с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, требованием прокурора?

2. Правомерно ли проведение органами государственного жилищного надзора внеплановых документарных проверок управляющих компаний (лицензиатов) по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 196 ЖК РФ:

- в связи с информацией о нарушении лицензионных требований,

- в связи с созданием приказа главного государственного жилищного инспектора о проверке,

- по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Закона N 99-ФЗ?

3. Правомерно ли проведение органами государственного жилищного надзора внеплановых выездных проверок управляющих компаний (лицензиатов) по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ:

- в связи с истечением срока исполнения предписания,

- в связи с информацией о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, о возникновении ЧС или угрозе указанного вреда,

- в связи с жалобой потребителя,

- в связи с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, требованием прокурора?

4. Если внеплановая выездная проверка будет организована органом государственного жилищного надзора после утверждения Правительством РФ перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ) в связи с поступлением в орган жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов власти, из СМИ о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, то необходимо ли согласовывать такую проверку с органами прокуратуры (как того требует ч. 12 ст. 19 Закона N 99-ФЗ), либо в данном случае такого согласования не требуется в соответствии с ч. 3 ст. 196 ЖК РФ?

Ответ:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Лицензионный контроль осуществляется в соответствии с положениями раздела 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Также, в случаях, не урегулированных жилищным законодательством Российской Федерации, лицензионный контроль проводится в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Основания и полномочия проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по исполнению жилищного законодательства установлены статьей 20 ЖК РФ.

Порядок осуществления государственного жилищного надзора установлен в Положении о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493.

При рассмотрении обращения заявителя орган государственного жилищного надзора руководствуется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59).

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента

жилищно-коммунального хозяйства

Е.П.СОЛНЦЕВА

Другие документы по теме
"Разъяснение о стоимости государственной историко-культурной экспертизы"
"Об ограничениях прав на землю"
<По вопросу разъяснения требований ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния>
(утв. Минспортом России 20.06.2018, Общероссийской общественной организацией "Ассоциация гольфа России" 05.06.2018)
Ошибка на сайте