<Письмо> Минстроя России от 16.03.2020 N 9333-ИФ/09
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2020 г. N 9333-ИФ/09
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с поступающими обращениями по вопросу применения официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода, и индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, оказания услуг по исполнению функций технического заказчика, выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и выполнения строительных работ в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации, сообщает следующее.
Определение начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) осуществляется государственными или муниципальными заказчиками с применением общих правил, установленных Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденным приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр (далее - Порядок определения НМЦК).
Согласно пункту 8 Порядка определения НМЦК при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства определяется на основании проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности с применением официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода или индексов фактической инфляции (при наличии), установленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что пунктом 45(13) Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установлено, что после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, застройщик самостоятельно может пересчитать сметную стоимость, применив индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату пересчета сметной стоимости. Повторная проверка пересчитанной сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.
Таким образом, если для определения НМЦК используется проектная (сметная) документация, разработанная на основании применяемой на дату формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для пересчета сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК используются индексы изменения сметной стоимости строительства, действующие на дату определения НМЦК.
В случае, если проектная (сметная) документация, разработана на основании сметно-нормативной базы не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости работ в уровень цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики для соответствующего периода.
Официальная статистическая информация об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство) размещена на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=9460004 (далее - индексы цен Росстата).
Для определения значений индексов цен Росстата используются "Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения", в целом по Российской Федерации определяемые по виду экономической деятельности "Строительство", для периода от даты утверждения проектной (сметной) документации до даты определения НМЦК (к соответствующему месяцу предыдущего года, к предыдущему месяцу).
На основании индексов цен Росстата рассчитываются индексы фактической инфляции, которые применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК.
Пример пересчета сметной стоимости строительства с использованием индексов фактической инфляции из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень цен на дату определения НМЦК приведен в приложении к настоящему письму.
Индексы-дефляторы Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал" (далее - индексы-дефляторы Минэкономразвития России) опубликованы на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе: "Деятельность/Макроэкономика/Прогнозы социально-экономического развития по адресу https://economy.gov.ru/material/
directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_period_do_2024_goda_.html.
При расчете индекса прогнозной инфляции используются значения индексов-дефляторов Минэкономразвития России по строке "Инвестиции в основной капитал" для соответствующего периода, приведенные в "Прогнозе индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2024 г.", содержащемся в файле "17) Дефляторы базовый.xls".
Индексы-дефляторы Минэкономразвития России применяются для расчета индекса прогнозной инфляции, используемого для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта.
В случае, если планируемый период строительства (реконструкции, капитального ремонта) составляет до одного календарного года индекс прогнозной инфляции, используемый при определении НМЦК, рассчитывается как среднее арифметическое между индексами-дефляторами Минэкономразвития России, определенными на месяц начала выполнения работ и месяца окончания работ.
Расчет индекса-дефлятора Минэкономразвития России на один месяц осуществляется извлечением корня двенадцатой степени индекса прогнозной инфляции Минэкономразвития России установленного в целом на год.
Для определения размера индекса прогнозной инфляции для периода в несколько месяцев, величина индекса-дефлятора Минэкономразвития России, рассчитанная на один месяц, возводится в степень, размер которой соответствует количеству месяцев с начала года (соответственно, для даты начала работ и для даты окончания работ).
При отсутствии информации о лимитах капитальных вложений по годам реализации проекта, величина доли стоимости строительства на каждый год определяется как отношение количества месяцев, на которые приходится выполнение работ к общей продолжительности строительства в соответствии с проектной документацией.
Примеры применения индексов прогнозной инфляции Минэкономразвития России приведены в приложении к настоящему письму.
В соответствии с пунктом 10 Порядка определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации НМЦК определяется с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе с составлением расчетов (смет) на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 2018 г. N 51079).
Следует отметить, что основным методом определения НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации является проектно-сметный метод расчета, выполняемый на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Применение иных методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе метода сопоставимых рыночных цен, рекомендуется использовать при отсутствии соответствующих сметных нормативов на проектные работы и (или) инженерные изыскания, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В части применения пункта 13 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта сообщается, что при осуществлении закупочных процедур на выполнение работ по подготовке проектной документации и работ на выполнение инженерных изысканий отдельными лотами, НМЦК на выполнение указанных работ также рассчитывается отдельно для работ по подготовке проектной документации, и отдельно для работ на выполнение инженерных изысканий.
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
Приложение
к письму Минстроя России
от _____________ N ____
(цифры условные)
РАСЧЕТ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА
при осуществлении закупок работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий по объекту:
Общеобразовательная школа на 600 мест
Основание для расчета:
1. Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) от
N
2. Приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр
3. Техническое задание
4. Технологическое задание (при необходимости)
5. СБЦ "Объекты жилищно-гражданского строительства", утв. приказом Минрегионразвития РФ от 28.05.2010 N 260
(руб.)
Наименование работ и затрат
Стоимость работ в ценах на дату утверждения сметной документации на I кв. 2018 г.
Индекс фактической инфляции
Стоимость работ в ценах на дату формирования начальной (максимальной) цены контракта январь. 2019 г.
Индекс прогнозной инфляции на период выполнения работ
Начальная (максимальная) цена контракта с учетом прогнозного индекса инфляции на период выполнения работ
1
2
3
4
5
6
Выполнение инженерных изысканий
987 000
1,052
1 038 324
1,040
1 079 857
Разработка проектной документации (стадии Рабочая документация, Проектная документация)
4 695 658
1,052
4 939 832
1,040
5 137 425
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты (если это предусмотрено контрактом)
ИТОГО:
5 978 156
6 217 282
НДС 20%
1 195 631
1 243 456
ВСЕГО:
7 173 787
7 460 738
Продолжительность проектирования - 240 дней (8 месяцев)
Начало выполнения проектных работ - март 2019
Окончание проектирования - октябрь 2019
Уровень цен утвержденной сметы - 1 квартал 2018
Дата формирования НМЦК - январь 2019
1. Расчет индекса фактического инфляции проектных и изыскательских работ ИПЦ Росстата к предыдущему месяцу
2018 год
апрель
100,71
май
100,46
июнь
100,44
июль
100,50
август
100,77
сентябрь
100,62
октябрь
100,28
ноябрь
100,59
декабрь
100,65
2019 год
январь
100,08
Итого индекс фактической инфляции:
1,0071 x 1,0046 x 1,0044 x 1,0050 x 1,0077 x 1,0062 x 1,0028 x 1,0059 x 1,0065 x 1,0008 = 1,052
2. Расчет индекса инфляции прогнозной инфляции
Индекс-дефлятор Минэкономразвития России по строке Инвестиции в основной капитал: на 2019 год - 107,4
Итого инфляция в 2019 году в месяц равна корню двенадцатой степени из 105,3
1,00589
Индекс-дефлятор на дату начала проектирования (с января по март 2019) рассчитывается как 1,00589 в третьей степени
1,018
Индекс-дефлятор на дату окончания проектирования (с марта по октябрь 2019) рассчитывается как 1,00589 в десятой степени
1,062
Итого среднеарифметическое значение индекса дефлятора на весь период строительства составит (1,018 + 1,062) / 2
1,040
Заказчик:
РАСЧЕТ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА
при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ по строительству объекта
Общеобразовательная школа на 600 мест
Основания для расчета:
1. Акт об утверждении проектной документации, включая сводный сметный расчет стоимости строительства объекта
2. Заключение государственной экспертизы
3. Утвержденный сводный сметный расчет, либо утвержденный локальный сметный расчет.
рублей
Наименование работ и затрат
Стоимость работ в ценах на дату утверждения сметной документации на I кв. 2018
Индекс фактической инфляции
Стоимость работ в ценах на дату формирования начальной (максимальной) цены контракта январь 2020
Индекс прогнозный инфляции на период выполнения работ
Начальная (максимальная) цена контракта с учетом индекса прогнозной инфляции на период выполнения работ
1
2
3
4
5
6
Строительно-монтажные работы
250 000 000
1,113
278 250 000
1,04288
290 181 360
Стоимость оборудования
15 000 000
1,113
16 695 000
1,04288
17 410 882
Пусконаладочные работы
5 000 000
1,113
5 565 000
1,04288
5 803 627
Затраты на осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций
7 500 000
1,113
8 347 500
1,04288
8 705 441
Удорожание работ в зимнее время
3 000 000
1,113
3 339 000
1,04288
3 482 176
Иные прочие работы и затраты
7 000 000
1,113
7 791 000
1,04288
8 125 078
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты 2%
5 750 000
6 399 750
6 674 171
Стоимость без учета НДС
293 250 000
326 387 250
340 382 735
НДС (20%)
58 650 000
65 277 450
68 076 547
Стоимость с учетом НДС
351 900 000
391 664 700
408 459 282
Продолжительность строительства - 750 дней (25 месяцев)
Начало строительства март 2020 г.,
Окончание строительства март 2022 г.
Уровень цен утвержденной сметы - I квартал 2018 (февраль 2018)
Дата формирования НМЦК - январь 2020
1. Расчет индекса фактического инфляции с использованием ИПЦ Росстата
февраль 2019/февраль
2018 = 106,75
март 2019/февраль
2019 = 100,38
апрель 2019/март 2019 = 100,45
май 2019/апрель 2019 = 100,49
июнь 2019/май 2019 = 100
,41
июль 2019/июнь 2019 = 100,38
август 2019/июль 2019 = 100,74
сентябрь 2019/август 2019 = 100,4
октябрь 2019/сентябрь 2019 = 100,28
ноябрь 2019/октябрь 2019 = 100,35
декабрь 2019/ноябрь 2019 = 100,21
январь 2020/декабрь 2019 = 100,08
Итого индекс фактической инфляции:
1,0675 * 1,0038 * 1,0045 * 1,0049 * 1,0041 * 1,0038 * 1,0074 * 1,004 * 1,0028 * 1,0035 * 1,0021 * 1,0008 =
1,113
2. Расчет индексов прогнозной инфляции:
Доля сметной стоимости, подлежащая выполнению подрядчиком в 2020 (10месяцев/25 месяцев)
0,40
Доля сметной стоимости, подлежащая выполнению подрядчиком в 2021 (12 месяцев/25 месяцев)
0,48
Доля сметной стоимости, подлежащая выполнению подрядчиком в 2022 (3 месяца/25 месяцев)
0,12
Годовой индекс прогнозной инфляции (по письму Минэкономразвития России от 26.09.2019 г. N Д14и-32899, отрасль "Инвестиции в основной капитал"):
на 2020 год
103,60%
на 2021 год
103,70%
на 2022 год
103,70%
Рассчитывается ежемесячный прогнозный индекс:
ежемесячный индекс прогноз на 2020
=
1,00295
ежемесячный индекс прогноз на 2021
=
1,00303
ежемесячный индекс прогноз на 2022
=
1,00303
С учетом полученных данных вычисляются прогнозные индексы для каждого периода исполнения контракта:
К на 2020 =
(1,002952 + 1,00029511) / 2 =
1,019
Индекс-дефлятор на начало строительства март 2020 рассчитывается как 1,00295 во второй степени, т.е. от января 2020 к марту 2020
Индекс-дефлятор на декабрь 2020 рассчитывается как 1,00295 в одиннадцатой степени, т.е. от января 2020 к декабрю 2020
К на 2021 =
1,0029511 * (1,00303 + 1,0030312) / 2 =
1,054
Индекс-дефлятор на конец первого года строительства декабрь 2020 умножается на среднее арифметическое между январем и декабрем 2021
К на 2022 =
1,0029511 * 1,0030312 * (1,00303 + 1,003033) / 2 =
1,078
Индекс-дефлятор на конец первого года строительства декабрь 2020 умножается на индекс-дефлятор на конец второго года строительства и умножается на среднее арифметическое между январем и мартом 2022
Итого индекс прогнозной инфляции = 0,40 * 1,019 + 0,48 * 1,054 + 0,12 * 1,078 =
1,04288
Заказчик:
Список рассылки
к исх. N ____________ от _______________
N
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
1.
Правительство Белгородской области
2.
Администрация Брянской области
3.
Администрация Владимирской области
4.
Правительство Воронежской области
5.
Правительство Ивановской области
6.
Правительство Калужской области
7.
Администрация Костромской области
8.
Администрация Курской области
9.
Администрация Липецкой области
10.
Правительство Москвы
11.
Правительство Московской области
12.
Правительство Орловской области
13.
Правительство Рязанской области
14.
Администрация Смоленской области
15.
Администрация Тамбовской области
16.
Администрация Тверской области
17.
Администрация Тульской области
18.
Правительство Ярославской области
19.
Правительство Республики Карелия
20.
Правительство Республики Коми
21.
Администрация Архангельской области
22.
Администрация Волгоградской области
23.
Правительство Калининградской области
24.
Правительство Ленинградской области
25.
Правительство Мурманской области
26.
Администрация Новгородской области
27.
Администрация Псковской области
28.
Администрация Санкт-Петербурга
29.
Администрация Ненецкий АО
30.
Кабинет Министров Республики Адыгея (kanc@adm.adygheya.ru)
31.
Правительство Республики Дагестан
32.
Правительство Республики Ингушетия
33.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики
34.
Правительство Республики Калмыкия (adm@region08.ru)
35.
Правительство Карачаево-Черкесской Республики
36.
Правительство Республики Северная Осетия - Алания
37.
Правительство Чеченской Республики (post@apchr.ru)
38.
Администрация Краснодарского края
39.
Правительство Ставропольского края
40.
Правительство Астраханской области
41.
Правительство Вологодской области
42.
Правительство Ростовской области
43.
Правительство Республики Башкортостан
44.
Правительство Республики Марий Эл (glava-rme@gov.mari.ru)
45.
Правительство Республики Мордовия
46.
Правительство Республики Татарстан
47.
Правительство Удмуртской Республики
48.
Кабинет Министров Чувашской Республики
49.
Правительство Кировской области
50.
Правительство Нижегородской области
51.
Правительство Оренбургской области
52.
Правительство Пензенской области
53.
Правительство Пермского края
54.
Правительство Самарской области
55.
Правительство Саратовской области
56.
Правительство Ульяновской области
57.
Правительство Курганской области
58.
Правительство Свердловской области
59.
Правительство Тюменской области
60.
Правительство Челябинской области
61.
Правительство Ханты-Мансийского АО
62.
Администрация Ямало-Ненецкого АО
63.
Правительство Республики Алтай
64.
Правительство Республики Бурятия
65.
Правительство Республики Тыва
66.
Администрация Алтайского края
67.
Правительство Красноярского края
68.
Правительство Иркутской области
69.
Администрация Кемеровской области
70.
Администрация Новосибирской области (pochta@nso.ru)
71.
Правительство Омской области
72.
Администрация Томской области
73.
Правительство Забайкальского края
74.
Правительство Республики Саха (Якутия)
75.
Администрация Приморского края
76.
Правительство Хабаровского края
77.
Правительство Амурской области
78.
Правительство Камчатского края (41region@kamgov.ru)
79.
Правительство Сахалинской области
80.
Правительство Еврейской АО (gov@eao.ru)
81.
Совет министров Республики Крым
82.
Правительство Севастополя
83.
Правительство Республики Хакасия (gov@r-19.ru)
84.
Правительство Чукотского АО (admin87chao@chukotka-gov.ru)
85.
Правительство Магаданской области (govenment@49gov.ru)