<Письмо> Минстроя России от 23.10.2024 N 62172-ДН/04
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 октября 2024 г. N 62172-ДН/04
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в рамках компетенции сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), регламентирующие в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коллективный (общедомовый) прибор учета (далее - ОДПУ) - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме (далее - МКД) при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД; индивидуальный прибор учета (далее - ИПУ) - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в МКД (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Пунктами 42(1), 42(2), 43, 54 Правил N 354 установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул).
В силу пункта 43 Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354.
Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Пунктом 42(1) Правил N 354 определено, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме производится по формулам 2(3), 2(4), 3, 3(1), 3(3) приложения N 2 Правил N 354.
Указанные формулы состоят из двух слагаемых, одно из которых (Vi) в зависимости от фактических обстоятельств либо определяется по формулам 2(5), 2(6), 3(6), 3(7) приложения N 2 к Правилам N 354, либо определяется исходя из показаний ИПУ тепловой энергии, либо приравнивается нулю. Физическим смыслом этого слагаемого можно считать объем теплоэнергии, потребленной на отопление непосредственно в помещении, потребителю в котором предъявляется к оплате стоимость коммунальной услуги по отоплению.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на МКД не предусмотрено наличие в соответствующем жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство указанного жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание, что показания ИПУ в целях определения Vi применяются исключительно в случаях, когда МКД оборудован ОДПУ тепловой энергии.
При отсутствии ОДПУ показания ИПУ не подлежат применению в расчетах, объем потребленной тепловой энергии на коммунальную услугу по отоплению в указанном случае рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Второе слагаемое представляет собой объем тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД. При этом необходимо обратить внимание, что закон не предусматривает выделение тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, в качестве коммунального ресурса, подлежащего оплате отдельно от тепловой энергии, потребленной в целях отопления. Указанное слагаемое, физический смысл которого можно определить как объем теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества в МКД, является лишь составной частью соответствующих формул приложения N 2 Правил N 354, по которым производится расчет платы за отопление, подлежащей оплате потребителем коммунальной услуги по отоплению в соответствующем помещении.
В силу части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя в числе прочего плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Как следует из приведенного положения, законом определены только 4 вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, отведение сточных вод. Потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД жилищным законодательством не предусмотрено.
Наличие в формулах расчета размера платы за отопление слагаемого, которое можно определить как объем тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, не означает, что такой объем предъявляется к оплате потребителю отдельно от платы за теплоэнергию, потребленную в целях отопления непосредственно в помещении потребителя.
Результатом расчета платы за отопление по формулам, утвержденным Правилами N 354, является одно число, выражающее стоимость коммунальной услуги отопления, подлежащую оплате потребителем за расчетный период (месяц). При этом разделение рассчитанной стоимости отопления на несколько составляющих не предусмотрено.
Из вышеизложенного следует, что размер платы за коммунальную услугу отопления включает в себя стоимость тепловой энергии, потребленной как в помещении, принадлежащем потребителю, так долю стоимости теплоэнергии, потребленной в помещениях, входящих в состав общего имущества в МКД. Плата за отопление вносится исполнителю коммунальной услуги отопления. В случае заключения собственником помещения договора предоставления коммунальной услуги отопления с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, указанная ресурсоснабжающая организация будет являться исполнителем коммунальной услуги отопления.
При этом включение в состав платы за содержание жилого помещения, подлежащей внесению в пользу лица, осуществляющего управление МКД, стоимости тепловой энергии, потребляемой в целях содержания общего имущества в МКД, законом не предусмотрено.
При этом в состав платы за содержание жилого помещения включается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД. Плата за указанные коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, вносится в составе платы за содержание жилого помещения в пользу лица, осуществляющего управление МКД.
Объем коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, водоотведению, потребленных в помещении МКД, не включает в себя объем коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД.
Указанные коммунальные услуги оплачиваются в пользу исполнителей соответствующих коммунальных услуг.
Таким образом, формулы Правил N 354 не предусматривают двойной оплаты одних и тех же коммунальных ресурсов.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ