<Письмо> Минстроя России от 09.10.2024 N 59065-АВ/09
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 октября 2024 г. N 59065-АВ/09
Департамент ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России (далее - Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает, что согласно пункту 14.5 Регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. N 107/пр (далее - Министерство) разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством по обращениям граждан и организаций в случаях, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина или организации.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, а также учредительных и иных документов организаций.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 (далее - Положение N 468), а также Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр (далее - Методика N 421/пр) размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".
Положения об изменении размера затрат на осуществление строительного контроля, учтенного в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства, при внесении по решению заказчика изменений в сметную документацию, связанных с изменением физических объемов работ, архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и других решений, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией, приведены в пункте 187.1 Методики N 421/пр.
При этом положения Методики N 421/пр не содержат случаев изменения (пропорционального снижения) размера затрат на осуществление строительного контроля, учтенного в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства, исходя из снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), предметом которого является строительство, реконструкция и капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, поскольку строительный контроль заказчика не является предметом такого контракта.
Таким образом, снижение НМЦК, предметом которого является строительство, реконструкция и капитальный ремонт объекта капитального строительства, не приводит к пропорциональному снижению размера затрат на осуществление строительного контроля, учтенного в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства.
Кроме того, изменение существенных условий контракта осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе и бюджетного законодательства Российской Федерации, в частности, в пределах лимитов бюджетных обязательств.
При этом вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере закупок, бюджетного законодательства не отнесены к полномочиям Минстроя России.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, а также осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является Минфин России (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329).
В связи с чем Департамент считает целесообразным за дополнительными разъяснениями обратиться в Минфин России.
Дополнительно информируем, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными актами вне зависимости от того, дано ли разъяснения конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Директор Департамента
ценообразования и ресурсного
обеспечения строительства
А.П.ВИЛКОВ