<Письмо> Минстроя России от 04.02.2025 N 5542-НП/14
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 февраля 2025 г. N 5542-НП/14
Департамент цифрового развития Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу применения схем, подлежащих использованию для формирования документов в формате xml (далее - xml-схемы), актов, относящихся к исполнительной документации (далее - Обращение), и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1.5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) исполнительная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и отображающую фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной, рабочей документации.
Приказом Минстроя России от 16 мая 2023 г. N 344/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 344/пр) утвержден состав, порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее - Порядок) и определен минимальный и рекомендуемый состав исполнительной документации, оформляемый при осуществлении строительства объектов капитального строительства (далее - Состав).
Положениями пункта 2 Порядка установлено, что перечень исполнительной документации объекта капитального строительства определяется и утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором в соответствии с Составом (далее - Перечень).
Конкретный перечень документации, утверждаемый застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором в соответствии с Составом, законодательством не закреплен в исчерпывающем виде. Вместе с тем вопросы гражданско-правовых отношений между заказчиками и подрядчиками не входят в сферу регулирования Минстроя России.
Пунктом 1 Порядка установлено, что ведение исполнительной документации может осуществляться как в форме электронных документов, так и на бумажном носителе. Таким образом, федеральным законодательством не ограничены права субъектов правоотношений выбора используемых форм ведения исполнительной документации.
При этом, пунктом 4 Порядка установлено, что исполнительная документация в форме электронных документов формируется и представляется в виде файлов в формате xml.
Xml-схемы размещаются на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, в случае, если застройщиком утвержден Перечень в электронном виде, то применяются формы документов, опубликованные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в формате xml в соответствии с требованиями пункта 4 Порядка.
При этом при наличии предложений по внесению изменений, корректировке опубликованных xml-схем участники градостроительных отношений вправе направить их в установленном порядке в Минстрой России для рассмотрения и принятия решения о возможности доработки размещенных форм.
В части содержания опубликованных xml-схем документов, поименованных в Обращении, поясняем следующее.
Обязательными атрибутивными данными для заполнения xml-схем являются только общие идентификационные данные об объекте, реквизиты документа, соответствующие сведения, необходимые при составлении акта. В каждой xml-схеме предусмотрена возможность для самостоятельного создания полей в целях ввода необходимых дополнительных параметров или критериев оценки исполненных строительных работ: "Список дополнительных параметров". Введение такого параметра обеспечивает полноту и универсальное применение любого документа исполнительной документации в электронном виде.
Дополнительно сообщаем, что достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы являются национальными целями развития Российской Федерации в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 и от 7 мая 2024 г. N 309.
В рамках цифровой трансформации отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р утверждены мероприятия по переводу в электронный вид всех процедур в рамках взаимодействия участников инвестиционно-строительного цикла на всем его протяжении.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. N 3883-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года" установлено, что к задачам цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства относится переход на исключительно электронный обмен информацией между участниками строительной отрасли.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере строительства.
В рамках деятельности по реализации государственной политики в сфере строительства в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 и от 7 мая 2024 г. N 309, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р и от 27 декабря 2021 г. N 3883-р Минстрой России способствует переходу на электронный документооборот между участниками строительной отрасли на всем протяжении инвестиционно-строительного цикла.
Реализуя указанные полномочия в рамках указов Президента Российской Федерации и распоряжений Правительства Российской Федерации, Минстрой России проводит активную работу по внедрению электронного документооборота в машиночитаемом формате в строительную деятельность и стремится обеспечить его полноту и универсальность, публикуя документы, используемые на протяжении всего инвестиционно-строительного цикла участниками градостроительной деятельности.
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента
цифрового развития
Н.А.ПАРФЕНТЬЕВ